Последние новости

БУМЕРАНГ. ПРАЗДНИЧНЫЕ И НЕ ВПОЛНЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗАМЕТКИ

Москва и армяне. Армяне и Москва. На эту тему написаны десятки статей и книг, она стала предметом серьезного изучения еще в XIX столетии. Хотя и, следует признать, она еще далеко не исчерпана. Вновь коснуться этой темы нас побудили не только праздничные торжества по поводу 850-летия столицы России, но и та неожиданная злободневность, которую она обрела в наши дни.

«Третий Рим», открытый для армян

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

- писал Александр Пушкин буквально в те самые дни 1828 года, когда Восточная Армения стала частью Российской империи. Однако еще задолго до того, как армяне стали россиянами, многое слилось в этом звуке и для сердца армянского. Ибо на протяжении многих предшествовавших веков армяне в составе московского воинства храбро сражались на Куликовом поле, под Грюнвальдом и Казанью, вкладывали в возвышение Москвы свой труд, талант, мастерство, предприимчивость – все, чем так щедро одарены Богом.

Вероятно, только Господу Богу и известно, к каким временам восходят армяно-московские отношения и когда появились первые армяне-москвичи. Были ли ими, к примеру, возглавлявшие армянские дружины в Ку- ликовской битве Андрей Саркизович и Симеон Меликович? Достоверно мы знаем лишь то, что первым поименно известным истории армянином- москвичом стал «некий армянин Аврам», вошедший в летописи московские благодаря тому печальному обстоятельству (судьба армянская!), что у него в 1390 году сгорел дом.

Так же достоверно и то, что по крайней мере с начала XIV века в Москву шли и ехали армяне. И, добравшись до Москвы, писали царям такие вот челобитные: «Слышече твою государственную милость к нам, покиня свое житье и род и племя свое, пришел служить тебе, государю, верою и правдою». И зачислялись на государственную службу, и служили верою и правдою. И принимали православную веру, чтобы могли в храмах христианских молиться, исповедоваться и причащаться. И женились несмотря на то, что Русская Церковь еще в XV веке строго наказывала своим служителям: «Не оставляти в всем своем пределе ни единого же от нашей православной веры ко арменам свадьба творити, и кумовства, и братства». Все напрасно. «Рядовые русские люди, - свидетельствует академик М. Тихомиров, - не чувствовали больших различий между православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили, вступали с ними в браки».

Не будем забывать, что Москва и в средние века была «закрытым городом», а прибывавшие в Москву армяне были не только иноверцами, но и иноземцами, подданными других государств, прежде всего Персии и Турции.

Но московские цари неизменно покровительствовали армянам, часто выделяя их из числа прочих иноземцев, способствовали поселению в Москве купцов и мастеровых. И, конечно, обеими сторонами уже тогда двигал не только торговый и экономический интерес. Цари Московской Руси умели смотреть вперед и, закладывая основы великой империи, понимали те выгоды, которые могла принести близость с дружествен- ным христианским восточным народом, а за тягой армян, изнемогавших под мусульманским игом, к Москве стояло формирующееся уже в XV веке, особенно после падения Константинополя, восприятие Москвы как «Третьего Рима», нового общемирового центра христианства, вера в его 60 спасительную миссию. Случайно ли безымянный армянский автор в конце того же XV века слагает «Песню величальную московскому царю», в которой, прославляя силу и могущество царя Москвы, вкладывает в его уста обещание освободить святыню армянского народа – Эчмиадзин?

Но до освобождения Св. Эчмиадзина оставалось еще больше 200 лет, и все эти долгие столетия армяне и Москва приближали этот день как могли. И приближался этот день не только политическими, дипломати- ческими переговорами, заверениями и обещаниями, но и множеством из вестных нам эпизодов взаимного сотрудничества и сближения.

До ассимиляции – всего 3 поколения

Вспомним, к примеру, известный эпизод из взятия Казани Иваном Грозным. Летописец рассказывает, что в осажденной Казани оказалось более 5000 иноземных купцов, среди которых было и немало армян. Та- тары, зная, что армяне «огненному бою горазды, принуждаху их биться с Русью». Армяне же «не хотящим и отрицающимся аки неумеющим дела того». Тогда татары приковали их к пушкам, стали за ними с обнажен- ными мечами и заставили стрелять по русским. Но армяне, как образно пишет летописец, «худо бияху и не улучаху, аки неумеющи, и ядра через воя пропущаху или не допущаху, или едва кого убиваху». После взятия Казани Иван Грозный всех иностранных купцов милостиво отпустил по домам, а армяне по его повелению были переселены в Москву, где им отвели местожительство в Белом городе, предоставив особые льготы. А через 2 года, в 1554 году, когда в память этого выдающегося события на Красной площади был заложен Покровский и Св. Василия Блаженного собор, одна из 9 входящих в него церквей была посвящена Св. Григорию Армянскому. Так она и называлась на протяжении последующих веков.

Когда в 1660 году к царю Алексею Михайловичу явился представитель торговой компании из Новой Джуги Захар Саградов с прекрасными дарами, царь предоставил компании невиданные для иностранцев льготы для торговли с Москвой и поручил прислать к нему «мастеровых золотописцев, золотого и серебряного дела мастеров, а также всяких людей, знающих ремесла». Не прошло и 6 лет, как Саградов сообщил, что он ис- полнил царево пожелание и посылает в Москву художника, чья картина царю особенно понравилась. Так в 1666 году в Москве появился Богдашко Салтанов, который на протяжении почти 40 лет занимался росписью 61 церквей и иконописанием. Вместе с Богданом Салтановым кремлевские дворцы и церкви расписывал и его ученик, прибывший из Персии армянин – Лазарь Иванович Бельский (фамилия и отчество даны при крещении), а затем и 3 его сына – Алексей, Иван и Ефим.

Царь знал, что просить. Ибо хотя Московский Кремль был полон ве- ликолепной утварью и драгоценными изделиями армянских мастеров, московские цари сидели на троне, подаренном армянами Персии, и в их короне сверкали уникальные бриллианты, подаренные армянами Индии, все равно – самым неоценимым даром армян Москве были сами армяне – «люди», как говорил Алексей Михайлович. А таких «людей» - армян в его столице в то время было уже более 2 тысяч.

Но кто может знать, сколько тогда (да и во все времена) было в Москве жителей армянского происхождения? Ведь прибывшие в Москву армяне очень быстро, самое позднее в третьем поколении ассимилировались и, как правило, утрачивали свою национальную память.

Здесь не на кого и не на что обижаться. Дело это было вполне добровольное, хотя и растворению армян в массе русских людей, безусловно, способствовали и московские порядки, и нравы. Уже по прибытии московские писцы переиначивали армянские имена и фамилии на свой привычный лад: Саркиски становились Кирилками, Аствацатуры – Богданами. Вот что пишет современная исследовательница: «Вопрос национальной принадлежности в Москве не играл сколько-нибудь принципиальной роли. «Иноземческая принадлежность» обычно упоминалась в первый период работы мастера, а затем опускалась, и независимо от того, при- нимал ли художник православие или нет, он начинал называться русским именем уже с момента его зачисления на службу».

Армяне же принимали православие из-за отсутствия собственных храмов, женились на русских женщинах, ибо приезжали в основном мужчины. Огромное значение имело и сознание того, что они никогда уже не вернутся в родные места. Возвращаться было некуда.

По меньшей мере 700 из 850 лет...

Ситуация начала постепенно меняться лишь с 30-х годов XVIII века, когда в Москве появилась первая армянская церковь и кладбище при ней. В 1815 году была построена и ныне действующая Ваганьковская кладби- щенская церковь. Конечно, этот и другие атрибуты национальной жизни 62 способствовали сохранению национального сознания армян, однако они не могли изменить основной тенденции: Москва вбирала в свое лоно армян, давала им возможность выжить, трудиться, творить, развиваться и брала от них, «не веря слезам», все, что ей было необходимо. Конечно, менялись и армяне, но тенденция эта оставалась неизменной по крайней мере 700 из 850 лет официального существования Москвы.

Мы здесь, естественно, не пытаемся изложить историю армяно-московских отношений, наша цель – лишь обозначить в них нечто постоянное и неизменное. Поэтому, кажется, нет необходимости останавливаться на тех 160 годах (за исключением двух с половиной лет существования Первой Республики Армения), когда Армения входила в состав Российской империи и Советского Союза. Имена и события этих двух периодов слишком хорошо известны и памятны. Скажем только, и читатель, вероятно, согласится с нами, что обозначенная выше тенденция в годы, когда для нас «от Кремля начиналася земля», проявлялась еще более очевидно, чем во времена становления этих отношений. Поэтому обратимся к пос- леднему десятилетию, характерному с рассматриваемой нами точки зрения тем, что армяне, проживающие в родном краю, опять же не являются российскими подданными.

Слишком много. Для кого?

В последнее десятилетие последнего столетия второго тысячелетия в Москву хлынули новые поселенцы. Конечно, не только армяне, но нас, естественно, интересуют именно они. Вначале это были главным обра- зом беженцы из Азербайджана, потом – жители самой Армении. Если первые, как и в средневековье, бежали от мусульманского ига, то последние – из собственной страны, где, казалось бы, были осуществлены два из трех заветных чаяний армянского народа – Свободная и Независимая. Но это, понятно, тема другого разговора. Как и тема беженцев.

Нынешнее пополнение московской армянской общины не имеет аналогов ни в средние века, ни в новейшие. Если, к примеру, в последние десятилетия Москва стабильно пополнялась главным образом молодыми, перспективными армянскими специалистами, которые, пройдя запрограммированные карьерные и бытовые этапы и трудности, постепенно добивались поставленной цели и в итоге становились вполне благополучными москвичами, то сегодняшние эмигранты – это не только обычные 63 молодые провинциалы, преодолевающие «путь наверх», а старики, женщины, дети, целые семьи, внезапно и вынужденно сорвавшиеся с насиженных мест и оказавшиеся в Москве с одной целью – выжить. Многие, если не большинство из них, считали, что они вернутся домой, как только пройдут «смутные времена».

Годы идут, а «смутные времена» не проходят. Но годы не просто «идут» и люди не просто отсутствуют в Армении и присутствуют в Мос- кве. Жизнь продолжается в любых условиях. А это означает, что они, пе- ренося унижения, невероятные материальные трудности, тоскуя по Ро- дине и оставшимся дома родным и близким, помогая и им выжить, тем не менее вольно или невольно рвут свои связи с Арменией и вживаются в Москву. И они, как это ни горько признавать, в огромном большинстве своем уже не вернутся.

Что ж, мы знаем, так было всегда. Но на этот раз, и это главная отли- чительная черта новой волны эмиграции, их слишком много, это именно волна. Вероятно, их слишком много для Москвы, но беда, думается, не в этом, главное – их слишком много для нас! Армения не имеет права так щедро и так безответственно растрачивать свой главный капитал, накопленный в последние 70 лет, - почти 4 миллиона своих детей. Но это, как было сказано, тема другого разговора.

Ну а Москва? Тут все ясно – Москва есть Москва, она перемелет – всего три поколения – тех, кто не умер от невзгод и не вернулся в Армению, дав им возможность выжить и взяв у них то, что ей необходимо и что она всегда получала от армян.

Ласковые слова мэра Москвы Юрия Лужкова в адрес армянской общины на открытии памятника армяно-российской дружбы не были лишь данью вежливости, вряд ли они объяснялись и многомиллионными доходами в городскую казну от поборов с «лиц кавказской национальности». Мэр Москвы знает историю своего города, вероятно, не хуже нас, знает он и о сложившейся веками главной тенденции в армяно-московских отношениях, знает и о том, что ломать ее нет резона.

По подсчетам специалистов, сегодня в Москве и Московской области живут около миллиона армян. Среди этого миллиона, конечно, немало и коренных москвичей, и приехавших сюда ранее. Они, собственно говоря, и живут, остальное же большинство – новая волна – выживает. И они, безусловно, выживут. Таков уж наш армянский 64 менталитет. Но все равно – через три поколения, а это для истории не срок, в Москве армян будет гораздо меньше, чем сегодня. Такова уж наша армянская судьба. А может, пресловутая судьба здесь вовсе и ни при чем? И уж виновников национальной трагедии искать надо, конечно, не в Москве.

18 сентября

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ​ВЫХОД ТУРЦИИ ИЗ ЦУГЦВАНГА УСТИЛАЕМ МЫ
      2015-05-13 14:10

      Поток касающейся Турции информации в последние месяцы не прерывался и не ослабевал. Не ослаб он и после 3 октября, когда счастливое лицо премьер-министра Эрдогана должно было оповестить мир о том, что цель достигнута и двери в ЕС открыты.На самом же деле в тот день мало что по существу решилось, и перспективы вступления Турции в семью цивилизованных европейских народов как были туманными до 3 октября, таковыми и остаются.

    • ОПЕРАЦИЯ "НЕМЕЗИС"
      2015-05-12 11:01

      Книга “ОПЕРАЦИЯ НЕМЕЗИС, РАССКАЗАННАЯ ЕЕ УЧАСТНИКАМИ” содержит переведенные на русский язык воспоминания непосредственных участников операции “Немезис” (Микаела Варандяна, Согомона Тейлиряна, Шаана Натали, Мисака Торлакяна, Аршавира Ширакяна, Григора Мержанова, Арама Ерканяна, Азвина, Даре Айказяна и Симона Врацяна), а также статьи автора, написанные в разное время на эту тему и ставшие фактически предисловием к данному изданию. В большинстве случаев материалы на русском языке публикуются впервые. Автором статей и переводов явился известный публицист Левон Микаелян (Казарян), проработавший в газете «Голос Армении» на должности заместителя главного редактора более 16-ти лет.

    • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      2011-09-29 00:00

      Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".

    • "ГАРЕГИН НЖДЕ ВОЗРОДИЛ ОБЕТ МАМИКОНЯНОВ", -
      2011-07-07 00:00

      заявил в интервью "ГА" Рафаэл АМБАРЦУМЯН, председатель организации "Обет национального союза" - Вы и некоторые другие нждеведы считаете днем рождения Нжде 1 февраля, а не 1 января, как считал составитель первой полной биографии Нжде Аво. На чем основывается ваша версия? - На единственном дошедшем до нас документе, указывающем день рождения Нжде точно, - на составленном в 1916 году рукой Нжде "послужном списке". Документ этот подписан также генералом Смбатом Борояном. Этот документ обнаружил и опубликовал в "Историко-филологическом журнале" (№1, 2001) историк Ваан Меликян. В документе указано, что Нжде родился 20 января по юлианскому календарю, то есть 1 февраля по новому стилю.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖЕК СИМОНЯН – ХОККЕЙНАЯ ЛЕГЕНДА КЕНИИ (Видео)
      2023-08-26 07:23

      В этой статье мы совместим три несовместимых друг с другом понятия: армянин, Кения и хоккей на траве. Конечно, в Армении есть неплохие традиции хоккея на траве. Не зря ведь наши предки много веков назад играли в маканахах (макан – деревянная клюшка). Но причем здесь африканская страна? А притом, что ворота сборной Кении по хоккею на траве долгие годы защищал Джек Симонян, сыгравший на Олимпийских играх 1960, 1964 и 1968 гг. Он был разносторонним спортсменом, который проявил себя также в авторалли и мотогонках, став чемпионом Восточной Африки, а также других видах спорта.

    • ДЕНЬ НЕПОКОРНЫХ, или УРОКИ 27 ЯНВАРЯ
      2023-01-27 16:26

      27 января – день, когда Ленинград был полностью освобожден от удушающей блокады в 1944 году – является одним из дней воинской славы России. В этот же день, но годом раньше началось потопленное в крови восстание варшавского гетто, которое отмечается как Международный день памяти жертв холокоста, а в Израиле – как День катастрофы и героизма. И именно в этот день в 1945 году советские войска освободили самый страшный лагерь смерти Освенцим или, как его называют немцы, Аушвиц. «В награду» Россия в этом году не приглашена на этот скорбный юбилей, но это так, к слову. А главное - какой скрытый смысл или, говоря современным языком, мессидж содержится в этом дне для нас, армян?..

    • "А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
      2023-01-25 09:52

      25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

    • ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА НА АРАГАЦЕ, или КАК ОБЪЕДИНИТЬ АРМЯН ДИАСПОРЫ
      2022-01-05 09:40

      В то время как в Турции, так сказать, празднуют победу над армянской диаспорой, пытаясь в свете планов правительства Армении по нормализации отношений с этой страной разрушить идеологические основы, стержень деятельности армянских общин за рубежом, в самой диаспоре идет активный поиск решений, которые обеспечат возрождение нашей нации в сложившихся непростых условиях…