Последние новости

В ГЮМРИЙСКОМ ТЕАТРЕ – "СВАДЬБА" И НОВОСЕЛЬЕ

30 мая на сцене гюмрийского Государственного драматического театра им. В. Аджемяна состоялась премьера спектакля по пьесе А. Агасарян "Свадьба в тылу" в постановке главного режиссера театра Людвига Арутюняна, посвященная героям, павшим в Карабахе в апреле 2016 года. А за два часа до поднятия занавеса в театре Гюмри состоялось событие невероятное, но очевидное! Впрочем, обо всем по порядку.

"Театр, конечно, дом, но квартиру иметь надо"

Просто так и хочется писать большими буквами!.. Руководство гюмрийского театра обязалось до конца нынешнего года обеспечить жильем пять своих артистов, которые в нем нуждаются! А поверить в то, что эта головокружительно-амбициозная сказка станет былью, позволяет следующий факт: за два часа до начала первого показа спектакля "Свадьба в тылу" состоялось торжественное вручение ключей от квартиры – пускай деньги там не лежат! – молодому актеру театра Аркадию Карагюляну.

ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ и с голодным желудком, придумали сытые. По крайней мере молодой директор гюмрийского театра Тигран Вирабян с ним категорически не согласен. Вообще Вирабян, которого присутствующий на церемонии вручения и, как оказалось, сыгравший в этой истории не последнюю роль экс-министр культуры Армен Амирян называет своим лучшим назначением – это особая статья, можно сказать, песня! Еще когда будучи худруком Николай Цатурян перепрофилировал тогда совсем молодого актера в менеджеры, мальчик стал являть миру такие чудеса продюсинга, что стало очевидно – далеко пойдет. Перед началом торжественной части Тигран успел объяснить, что в той, другой жизни у аджемяновского театра было больше десятка квартир для предоставления тем, кто в них нуждается, и приглашенных артистов. "Прихватизация", землетрясение, тяжелейшие годы… Театральное жилье кануло в Лету. А вот теперь руководство театра возрождает традиции.

Десять месяцев назад был создан Фонд поддержки Государственного драматического театра им. Аджемяна города Гюмри, в который вошли люди, которые за театр болеют. У него много направлений деятельности и громадье планов. Отправка артистов на стажировки за границу, обеспечение гастролей, решение всех тех вопросов, которые невозможно осуществить на государственные средства. Среди них – квартирный вопрос, который никого не испортил, наоборот, все дружно решили, что он не должен никому портить жизнь.

В фойе театра, обставленном "все как у людей", собрались члены коллектива, многочисленные гости из Еревана и даже Арцаха. Красивое семейство Армена Амиряна, приехавшего с супругой и дочерью, выделялось среди нарядной публики.

 Спектакль об Апрельской войне"ЭТОТ ФОНД ИМЕЕТ ДЛЯ НАС ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, - НАЧАЛ ТИГРАН ВИРАБЯН. - Когда Людвиг Арутюнян и я взялись за руководство театром, мы, представьте себе, в первую очередь ознакомились со всеми проблемами, которые не имеют отношения непосредственно к процессу творчества. И главной из них оказалась проблема жилья некоторых наших актеров, которая нас крайне озаботила. После землетрясения прошло 30 лет, но, как и у многих других гюмрийцев, у некоторых членов нашего коллектива нет своего дома. Мы сочли, что решение этого вопроса – дело чести. Потому что артист, особенно гюмрийский артист, должен иметь свою крышу над головой. И мы поставили перед собой цель создать такую структуру, которая сумеет в короткий срок решить этот вопрос.

С первого дня создания нашего фонда я верил, что этот момент настанет, что мы встанем перед нашим коллективом и скажем, что готовы предоставить первому артисту квартиру, приобретенную благодаря тем программам, которые мы реализовали. И так же, как в сентябре 2017 года мы заявили, что весной вручим ключи от первой квартиры, так и сейчас я заявляю, что до конца 2018 года мы обеспечим жильем тех, кто в нем нуждается. Это очень ответственное заявление, поскольку речь идет о четырех квартирах. Но нам удается брать на себя серьезные проблемы и решать их. Должен отметить, что для покупки первой квартиры мы реализовали множество проектов, в том числе организовали в Гюмри концерт Тиграна Амасяна, который с удовольствием отдал весь сбор нашему фонду. А первым, кто перечислил в наш фонд собственные деньги, был Армен Амирян.

Я благодарен всем, кто в нас поверил и поддержал, благодарен коллективу гюмрийского драматического театра, который делает все, чтобы мы могли смело смотреть в глаза общественности. Без силы и энергии коллектива ни один руководитель не смог бы добиться того, чего мы сегодня добились. Наш театр – наш дом, который мы очень любим, и каждый житель этого дома нам очень важен".

ПОД ГРОМКИЕ АПЛОДИСМЕНТЫ ПЕРВЫЙ ВКЛАДЧИК ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ГЮМРИЙСКОГО театра им. Аджемяна Армен Амирян передал право безвозмездного пользования театральной квартирой Аркадию Карагюляну. А прежде чем свершилось, экс-министр сказал: "Театр – это, конечно, дом, но квартира необходима каждому. Обещаю, что и в будущем не только я буду способствовать работе фонда, но мои друзья и родственники, которые живут по всему миру, наши соотечественники, будут оповещены о его деятельности и, уверен, поддержат его для того, чтобы смелое заявление, которое сделал Тигран Вирабян, было реализовано. С такой вот смелостью молодые руководители пришли в театр и сделали его одним из самых ярких очагов культуры нашей страны, о чем я неоднократно заявлял".

Очень важно, когда в молодых верят. В Вирабяна и Арутюняна поверили, и они оправдали это доверие с лихвой. Теперь остается поверить, что в нынешних условиях отдельно взятый театр способен не просто решать социальные проблемы тех, кто посвящает ему жизнь. Квартиры в Гюмри! Это же… Но надо привыкать, поскольку, по всей видимости, нам предстоит еще не одно такое потрясение.

Апрель и "апрел" - будем жить!

Интонация музыки к "Свадьбе в тылу" одновременно отчетлива и неуловима. Это и в самом деле саунд-трек к спектаклю, построенный не только на игре театрального образа, но и на всем том, что за ним стоит. Саунд-трек, ставший больше чем музыкальным лицом спектакля. Его тембровый колорит – где-то жесткий и гулкий, где-то грандиозный и победный.

В НЕМ ЗВУЧАТ СКОРБЬ И МУЖЕСТВО, БЕЗУТЕШНОСТЬ И БЕССМЕРТИЕ, а его крещендо сменяет нежнейшая лирическая фортепианная нота. Музыка, написанная певцом и композитором Айко к "Свадьбе в тылу", не музыкальное оформление, но главный герой, поднимающий спектакль над бытом и над самим собой.

 Спектакль об Апрельской войне"Наш театр счел себя обязанным обратиться к апрельской войне. Как режиссер и как армянин я горжусь нашими ребятами, их героизмом. Ведь эта история для нас - повод не только к скорби, но и к гордости, – говорит главный режиссер театра им. Аджемяна и постановщик спектакля Людвиг Арутюнян. – И мне показалось, что будет правильнее представить "тыловую историю", а не поле боя. Окопы, траншеи, боевые действия – мне казалось, невозможно добиться на сцене того, что необходимо. На одном из каналов я увидел небольшой телеочерк, рассказывающий об одном из наших гюмрийских героев, который, неся службу в Талише, встретил там девушку, влюбился, они поженились, и он привез ее в Гюмри. Но… Увидеть своего первенца ему не довелось… Эта история стала для меня основой сюжета. Я поделился мыслями с драматургом Анаит Агасерян. К моей радости, ее заинтересовала и воодушевила моя идея".

"Свадьба в тылу" - история, написанная и поставленная в жанре сериал-реализма. Весь первый акт в семье готовятся к свадьбе. Готовятся по-гюмрийски – шумно и бурно обсуждая, походя касаясь и вечных тем, и сиюминутных политических вопросов. Много шуток, взрывающих аплодисментами зал, много заигрываний с этим самым залом – не обошлось и без хрестоматийного "когда Александрополь был городом, ереванцы еще сидели на деревьях". Словом, надо понимать весь джентльменский набор гюмрийского колорита…

Три поколения этого шумного семейства с разной степенью убедительности играют три актерских поколения - именитые мастера сцены Анаит Кочарян, Сусанна Багдасарян, Ованес Ованесян, уже обретшие мастерство и известность Тигран Габоян, Нара Сантоян, Диана Мацоян, Асмик Вирабян и Аркадий Карагюлян и делающие первые шаги на сцене Тарон Григорян, Арсен Сагателян и Джемма Адамян.

2 апреля, свадьба, но сегодня была война. Не доехав до ресторана, трое героев спектакля во главе с женихом уедут в Арцах добровольцами. И будет второй короткий акт, и тревожное ожидание женщин, и напряженная сдержанность оставшихся мужчин… И возвращение. И снова свадьба! Но кто-то не вернулся из боя…

ПЕРЕД НАМИ ПО ВСЕМУ РЯДУ СИДЕЛА ДЕЛЕГАЦИЯ ИЗ КАРАБАХА, приглашенная на спектакль Министерством культуры. И в полутемном зале было видно, как они, стыдливо отворачиваясь от рядом сидящих, утирают слезы. Плакали все – кто открыто, кто украдкой, аплодировали до боли в ладонях. Здесь надо еще раз снять шляпу перед Тиграном Вирабяном, собравшим не просто аншлаговый зал, но публику – из Гюмри и Еревана.

Почти весь второй акт не смолкала музыка. Музыка, которая поднимала спектакль над собой и над нами – уходила туда, ввысь, на высоту мужества, к этим мальчикам, геройски павшим в апреле 2016-го. К мальчикам, которые вернулись на родину в отпуск бессрочный, рванные в клочья. К мальчикам, оставшимся вечно молодыми, убравшим из "апреля" мягкий знак и жестко приказывающим: "Апрел!", "Жить!" Приказано жить - есть жить!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.

    • "НАША ЗАДАЧА - ЧТОБЫ ТЕАТР РЕАЛЬНО СОСТОЯЛСЯ"
      2024-02-09 10:26

      "На днях на сцене Разданского драматического театра состоялась премьера спектакля "Трактат о платке" по пьесе Карине Ходикян в постановке заслуженного деятеля искусств РА Акоба КАЗАНЧЯНА. Это первая премьера сезона, которых в театре запланировано целых 5! Давно доказано, что когда желания "верхов" и "низов" - местных властей и артдеятелей - совпадают, культуре улыбается фортуна. И Разданский театр - яркое тому подтверждение.

    • "БУЙВОЛИЦА" - О ТРИУМФАХ СОСТОЯВШИХСЯ И БУДУЩИХ
      2024-02-05 10:26

      "Очень важно, что спектакль такого уровня, такого класса - ситез гениального слова Гранта Матевосяна, игры великолепной, талантливейшей актрисы Нарине Григорян, звукового ряда, созданного Айком Исраеляном, невероятно "настоящей" сценографии Виктории Риедо-Ованнисян - на протяжении уже нескольких лет восхищает зрителей, которые смотрят его и в Армении, и за ее пределами", - говорит продюсер спектакля "Буйволица" и директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна Мхитарян.