Последние новости

(Часть II) ПРОБЛЕМА АРЦАХА ИЛИ ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ КАРТЫ МИРА? АРМЕНИЯ В ЭПИЦЕНТРЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

В беседе с Анках-ом эксперт по вопросам управления и бывший член Общественного совета Арутюн МЕСРОБЯН подробно анализирует глобальные геополитические перестановки, происходящие в мире, особенно в нашем регионе, и в этом контексте причины возобновления новой Арцахской войны, внутренние факторы формирования данной ситуации, а также стратегию, механизмы и текущие шаги, которые обеспечат победу Армении и Арцаха, укрепление армянского фактора в регионе.

- Господин Месробян, в первой части нашего разговора вы говорили о внешних факторах сложившейся ситуации. Теперь поговорим о внутренних причинах и ошибках, которые прямо или косвенно привели к возобновлению войны и текущей ситуации.

- Из внешних факторов, особенно турецкой программы Великого Турана, следует, что война была неизбежна. Другое дело, насколько мы могли быть к этому готовы, в зависимости также и от внутренних факторов. Есть одна старая поговорка: "Ворота крепости открывают изнутри". Любая система управления, а государство – одна из самых сложных систем, должна быть внутренне прочной, не должна иметь опасных внутренних разделительных линий, чтобы противостоять внешним вызовам. У наших нынешних проблем имеется один опасный корень: у нашего общества, у наших властей всех времен, тем не менее отсутствует государственное мышление. Возможно, причина в том, что у нас не было государства более 7 веков и наши элиты веками были лишены возможности заниматься государственным строительством, а следовательно, и государственно-центричного мышления. Можно сказать, что мы не имеем элиты с государственным мышлением, хотя, конечно, отдельных личностей имеем.

Внутренние причины нынешней ситуации глубинные. Государственное строительство, укрепление и развитие имеют ряд условий. Во-первых, такие страны, как наша, должны, в первую очередь, обращать внимание на армию. Это должно быть нашей постоянной проблемой номер один. Швейцария, которая расположена в центре Европы, является одной из самой милитаризованной страной мира. Или мы очень любим восхвалять Сингапур, его экономический взлет. Но забываем, что, когда к власти пришел крестный отец сингапурского чуда Ли Куан Ю, он в первую очередь начал заниматься сингапурской армией, а потом уже экономикой. То же самое и Израиль, страна, которая изначально первостепенное внимание сосредоточила на своих вооруженных силах.

Армения должна была следовать той же логике, хотя в начале нашей независимости во властных кругах было распространено мнение, что наша сила заключается в нашей слабости и, следовательно, нам армия не нужна. А в последние годы стали набирать силу различные миролюбивые призывы и пропаганда. Это свидетельствует о полном отсутствии государственного мышления. Фактически, мы дали толчок лицемерному миролюбию, в то время как Азербайджан все больше и больше уделял внимание своим вооруженным силам, а в последние годы уже открыто готовился к войне, укрепляя военное сотрудничество с Турцией и Израилем. Почему мы взяли на себя роль миролюбивого голубя, когда в таких условиях, в таком географическом положении это просто разрушительно для государства? Можно сказать, что это было одной из наших самых больших ошибок.

Вообще-то я считаю, что после победы в Арцахской войне мы были обязаны пойти по пути Израиля, Швейцарии и Сингапура, когда все население регулярно участвует в военных сборах. Например, благодаря обученным резервистам за 2-3 дня швейцарская армия может стать армией численностью около 2 миллионов человек. И это при том, что население Швейцарии по состоянию на 2019 год составляло около 8,5 миллиона человек. Между тем, через месяц после начала нынешней войны мы призываем к формированию отрядов добровольцев и идти воевать. Это означает возврат от армии к фидаинскому движению. Это при том, что в 1991 году мы начали навязанную нам войну на базе фидаинского движения, а закончили созданием регулярной армии.

Мы исторически слабы и в вопросе системного мышления. Наше государство движется на базе реактивного подхода, то есть оно реагирует на ситуацию и никак не может осуществлять активное, инициативное управление, предотвращать опасности до их появления. После 1988 года у нас должны были осуществляться масштабные работы по разработке стратегической программы развития государства, но, к сожалению, у нас до сих пор нет такой программы, и как следствие, у нас нет государственной стратегии. По этой причине в январе этого года я объявил об инициативе набора и организации людей с психологией государственного управляющего. А в июле началась работа по разработке стратегической программы развития государства и сегодня уже готово видение этой программы.

- Какие проблемы вы видите на дипломатическом поприще? Какие недостатки у нас были за эти годы, и возможно ли сегодня вернуть этот вопрос снова в политическое поле дипломатическими усилиями?

- Вообще-то я довольно плохо оцениваю нашу дипломатическую работу с момента подписания перемирия 1994 года. К сожалению, в дипломатическом смысле наша победа не была капитализирована и в последующие годы мы не пошли в направлении капитализации победы. То, что Арцах был исключен из переговорного процесса, было большим упущением, и это при том, что сторонами, подписавшими прекращение огня, были Армения, Азербайджан и Арцах. Это также следствие отсутствия государственной стратегии. Более того, еще при предыдущих властях настойчиво распространялся подход к компромиссу, хотя он просто чреват нашей гибелью в условиях формирования Великого Турана.

У нас был некоторый дипломатический успех после Апрельской войны, но новые власти не воспользовались этим позитивным наследием. В целом, любая новая власть должна использовать позитив предыдущей и не продолжать негативное. Но случилось так, что новая власть стерла и положительные достижения предыдущих. Если бы мы поняли, что Апрельская война была инициирована Азербайджаном для изучения сильных и слабых сторон нашего государства и армии на поле битвы, после чего начался новый этап усиления азербайджанской армии с привлечением Турции и Израиля, наша нынешняя ситуация была бы намного более благоприятной.

Сегодня мы должны послать четкие дипломатические сигналы тем странам, которые являются нашими естественными союзниками: России, Ирану, Греции, Китаю, почему бы и нет – Сирии. Вообще-то, в последние годы наше отношение особенно к России и Ирану, было 100%-но ошибочным. А Россия, как в заявлениях официальных лиц, так и в публичных дискуссиях через экспертов постоянно давала понять, что напряжена нашей прозападной политикой, то же самое можно сказать и про Иран. То есть, мы действовали против интересов наших потенциальных союзников. И сегодня мы должны исправить эту политику и суметь убедить или дать серьезные гарантии того, что являемся надежным партнером.

В последнее время, особенно при новой власти, антироссийская пропаганда получила новый импульс. Справедливости ради отмечу, что некоторые антироссийские процессы происходили и при всех предыдущих властях, когда начали действовать местные грантовые организации, финансируемые иностранными фондами, преследующие вполне конкретные цели, и против них ничего не предпринималось. В этой связи я много раз говорил, в том числе предыдущим властям, что нам необходимо срочно принять Закон об иностранных агентах (FARA), который был принят США в 1930-х годах, а позже был ужесточен. Это означает, что если гражданин или организация в США финансируется извне или находится под влиянием иностранной силы или государства, они обязаны функционировать в гораздо более жесткой среде, под более жестким государственным контролем, а все финансовые потоки рассматриваются под микроскопом.

После раскручивания антироссийских настроений, наше поведение только сегодня начало меняться на 180 градусов, вплоть до вчерашнего письма президента Арцахской Республики президенту Российской Федерации. Но это ненормально, это также означает, что мы не имеем государственного мышления и, как следствие, государственной стратегии, важнейшими чертами которой являются надежность, стабильность и предсказуемость для внешнего мира.

Следующая наша ошибка связана с системой образования. В этой сфере необходимо было усилить конкурентоспособное патриотическое воспитание и знания в системе образования, разработав собственные образовательные программы по разным направлениям как единый комплекс. Между тем, особенно в последние годы, в нашей системе образования имели место или предлагались новшества, которые, на мой взгляд, были неприемлемыми, поскольку очевидно, что они ослабляют национальное самосознание наших детей и молодежи. То есть, наш противник готовился к войне, а мы душили нашу идентичность под прикрытием миролюбия.

Одной из наших внутренних ошибок касается и экономической сферы. Мы так и не избавились от олигархической экономики. А поскольку у нас нет стратегической программы развития страны, мы по большому счету, развалили экономику. Практически ничего не изменилось по сравнению с предыдущей системой, против которой мы боролись. Просто изменился список приемлемых олигархов. Подход "свои – не свои" также перешел от предыдущих властей к новым.

У нас также есть пробелы и в обеспечении системной безопасности, начиная от производства боеприпасов и военной техники, заканчивая продовольственной безопасностью.

Тем не менее я уверен, что даже в этой ситуации можно исправить ситуацию и выиграть. О стратегии, механизмах и текущих шагах для победы мы поговорим в следующей части.

Продолжение следует...

ankakh.com

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ