АРМЕНИЯ НУЖНА ВСЕМ, НО ПОКА ЕЩЕ НУЖНА

Все возмущены словами президента Беларуси, однако надо понять причины подобного заявления. Об этом на заседании Национального Собрания в ходе парламентского часа заявил 8 февраля секретарь парламентской фракции оппозиционного блока «Честь имею» Айк Мамиджанян, передает News.am.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПРИЧИНЫ, как считает депутат, нужно прослушать известную запись разговора Сержа Саргсяна и Александра Лукашенко.

«Необходимо провести параллель между тем, как они разговаривали с лидером Армении до 2018 года без камер, и тем, как они разговаривают с Николом Пашиняном сейчас, но перед камерами», - пояснил Мамиджанян. При этом, он отметил, что президент Беларуси позволил себе в интервью неприемлемые выражения. «Армении есть куда двигаться. Более того, у Армении есть четкие цели. Она и дальше будет геополитическим хабом, соединяющим Европу и Азию. Армения и Карабах был и будут воротами в христианский мир. Армения и дальше будет гарантом и сторонником справедливого самоопределения Карабаха. Мы встанем с колен, очистимся от позорного клейма капитуляции и от возможности переизбрания хунты, которая является причиной всего этого. Не отождествляйте Армению и Никола Пашиняна. Никогда не думайте, что вы можете разговаривать с Арменией так же, как разговариваете с Пашиняном», - подчеркнул депутат.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЕДВА ЛИ НЕ ПОД КАЖДЫМ СЛОВОМ, едва ли не под каждой фразой Мамиджаняна, как говорится, может подписаться каждый армянин. Армянин здесь ключевое слово. Тон высказываний Лукашенко, разумеется, неприемлем. Конечно же, неприемлемо отождествление Армении с Пашиняном. И, разумеется, с Сержем Саргсяном Лукашенко так разговаривать не посмел бы. При экс-руководителе Армении тот же Лукашенко выбирал слова и предпочитая выступать посредником, мог лишь предлагать на его взгляд выгодную сделку. При нынешней же власти «батька» не церемонится.

Тем не менее, надо признать, что Александр Григорьевич заслуживает не только критики, но и слов благодарности. Во-первых за то, что, по сути, выразил не только свой взгляд на современную Армению. Вряд ли кто-либо из мировых лидеров сегодня думает иначе, чем Лукашенко. Просто все лицемерно молчат, а он говорит, хоть и оскорбительно, но прямо. Во-вторых, достоин белорусский лидер благодарности по меньшей мере потому, что разбудил армянский «тасиб» практически у подавляющего большинства армянства. Чувство национального достоинства проснулось даже среди тех, кто усыпил его ради перспективы покупать дешевый азербайджанский бензин или летать в Стамбул без выплаты воздушной пошлины. Да, завтра оно (чувство достоинства) у многих снова уснет, но все же сон будет беспокойным и сниться будут кошмары, в которых Александр Григорьевич будет говорить: «вы никому не нужны с вашим Николом Воваевичем».

Но одно дело - чувства, другое – разум. Одно дело - форма подачи информации, другое – ее содержание. Все сконцентрировались именно на форме высказываний Лукашенко, на том, что нас задевает эмоционально, а содержание осталось за кадром. На самом деле президент Беларуси не так уж и не прав. Тектонические геополитические сдвиги в мире, нарастающая поляризация и усиление конфронтации между главными геополитическими полюсами минимизирует шансы небольших государств свободно выбирать свой курс, преследовать собственные цели и задачи, которые не всегда созвучны с интересами крупных игроков. Да, Армения теоретически могла бы позиционировать себя геополитическим хабом, как говорит Мамиджанян. Но в силу объективных и субъективных причин сегодня уже говорить об этом, мягко говоря, нереалистично. Когда Серж Саргсян провозгласил и внедрил внешнеполитическую формулу Армении «И-И вместо ИЛИ-ИЛИ», мир еще был не таким, как сегодня. Теперь, когда тот же Запад и Восток откровенно и целенаправленно сжигают мосты, между ними мостом не станешь. Да и это более чем опасно. Сжигают ведь. Придется все же прибиться к одной стороне. К той, где есть возможность свести к минимуму риски для собственных интересов. Такова сегодняшняя геополитическая объективная реальность, связанная, повторюсь, с радикализацией позиций главных игроков. И в принципе Лукашенко говорил об этом. Просто своими словами и непозволительно-неуважительным тоном.

ВПРОЧЕМ, КАК ЭТО НЕ ПЕЧАЛЬНО, НО УПОМИНАТЬ СЕГОДНЯШНЮЮ АРМЕНИЮ в контексте геополитических процессов уважительно было бы вопиющим лицемерием. Нет, не только по причине проигранной войны и капитулянтской политики действующей власти. Еще до нее армянская бархатная власть сделала все, чтоб сформировать для Армении образ геополитического изгоя в глазах международной общественности. Напомню, еще в июне 2019-го в ходе пленарного заседания международного экономического форума в Санкт-Петербурге Никол Пашинян заявил, что Армения не собирается вступать в геополитические игры. Отказавшись быть участником геополитических процессов, Пашинян, фактически, превратил Армению в жертву этих процессов, с интересами которой вообще никто не считается. И кстати, практически немая международная реакция на 44 дня варварской агрессии Азербайджана против Арцаха и Армении при непосредственном участии Турции, Пакистана, террористов и при поддержке Израиля отчасти является результатом отказа Пашиняна от участия в большой геополитической игре. Алиев-то играл и выиграл поддержку союзников и неопределенную, безадресную, размазанную реакцию крупных мировых столиц. Армении же «неигра» в геополитику принесла лишь военное поражение и позор.

Лукашенко говорит: «кому нужна Армения?». Не прав Александр Григорьевич. Совсем не прав. Точнее, пока не прав. Не стоит все мерить в американских долларах, в баррелях азербайджанской нефти и килограммах икры. Да, природные ресурсы Армении не особенно богаты. Но есть ресурс геополитический. Он работал на протяжении всех 30 лет независимости, и все бывшие руководители Армении в той или иной степени вступали в геополитические игры, опираясь именно и только на этот, по сути, единственный ресурс. Речь о географическом положении и национальной повестке армянского государства.

Для крупных игроков эти факторы всегда представляли интерес. Армения может сдерживать пантюркистсткие амбиции Анкары, чем интересна, например, Китаю. Американские президенты и, например, президенты Франции в своих предвыборных кампаниях ловко используют тему Геноцида, воздействуя на позицию Анкары в тех или иных вопросах. Когда обострились отношения между Москвой и Анкарой, Дмитрий Медведев тоскливо смотрел из Еревана на Арарат, посылая недвусмысленные мессиджи Анкаре. Лидеры Ирана все годы независимости целенаправленно и упорно укрепляли геополитические, политические и экономические связи с Арменией.

Все это именно геополитические игры, в которых Армения раньше была участником, обладая реальным ресурсом. Он пока еще остается. Но мы без пяти минут до его полной утраты. Процесс армяно-турецкого братания, «зангезурский коридор», практически обнуляют этот ресурс. И да, если пашиняновской команде удастся реализовать задуманный сценарий, то с Лукашенко трудно будет спорить. Кому будет нужна Армения, без своего единственного ресурса – национальной повестки и географического положения, препятствующего распространению пантюркизма?

Слова Лукашенко, мягко говоря, неприемлемы. Но может, стоит их воспринимать как предупреждение? Может, стоит осознать, что пашиняновская Армения действительно скоро никому не будет нужна? Наконец, может, оппозиционным силам необходимо воспрепятствовать реализации губительного сценария и предпринять шаги, чтобы поднять Армению с колен? Вот тогда, действительно, под каждым словом, под каждой фразой Мамиджаняна может подписаться каждый армянин. Армянин здесь ключевое слово.