Последние новости

СТАРЫЙ ЕРЕВАН В ПУШКИНСКОЙ ШКОЛЕ

В школе N8 им. А. Пушкина открылась необычная выставка графических рисунков, посвященная архитектуре старого Еревана. В экспозиции работы из авторской коллекции музыковеда, тромбониста и художника Саркиса Оганесяна, который больше 15 лет хранит на бумаге облик нашего города, оставшийся в памяти старшего поколения. Это не просто зарисовки городских зданий ХVIII-ХХ вв., сегодня в большинстве своем снесенных, но и интересные истории о них и их именитых жителях.

Выставка необыЧна, а длЯ коллектива школы им. Пушкина она - часть богатых школьных традиций, заложенных с момента ее основания в 1936 г. Как отмечает директор школы им. Пушкина и ее выпускница Наталья Степанян, традиция связи с Ереваном передается из поколения в поколение, прививается школьникам директорами и педагогами. Здесь ни одно мероприятие не обходится без признания любви учеников к родному городу. Нынешняя выставка - очередное проявление особых чувств коллектива к Еревану. В этом году школе N8 исполняется 85 лет, в связи с чем в ее стенах ведется кропотливая работа по изданию юбилейной книги и открытию школьного музея.

 Графический рисунок, посвященный архитектуре старого Еревана"Наша школа основана в 1936 г., ее здание не просто сохранилось, но со временем обзавелось новыми корпусами. Так что здание имеет не только образовательное, но и историческое значение, - говорит Наталья Степанян. - В процессе цифровизации школьного архива мы случайно обнаружили фотографии рисунков старого Еревана, которые Саркис Оганесян подарил предыдущему директору школы в 2004 г. Мы решили собрать их в экспозицию и показать школьникам старый город. Большинство учеников живут в центре города, им было интересно узнать о его истории через рисунки Саркиса, познакомиться с Ереваном, который был до их рождения, увидеть дома, где жили их дедушки и бабушки. Думаю, идея носит огромное воспитательное значение, учит подрастающее поколение ценить прошлое, любить и сохранять родной город".

Сам автор экспозиции Саркис Оганесян - кладезь знаний по Еревану и его прошлому, верный хранитель его истории. Он окончил Ереванскую государственную консерваторию им.Комитаса как музыковед и специалист в области народного инструментоведения, был учеником Роберта Атаяна, до 2019 г. вел класс инструментовки на факультете военного дирижирования и прекрасно знает историю армянского музыкального искусства. В 2012 г. он защитил диссертацию на тему дудука - первую в мире, посвященную этому старинному армянскому инструменту. Как тромбонист, он преподает в специальной музыкальной школе-интернате N13, готовит своих воспитанников к работе в  духовом оркестре. Рисует Саркис с детства, переняв гены деда-тезки - художника, графика, карикатуриста Саркиса Оганесяна, который был родом из карабахского села Каринтак.

 Графический рисунок, посвященный архитектуре старого Еревана"МОЙ ДЕД ВНЕС СВОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ Еревана, общался с Ал.Таманяном, Р.Меликяном, Ал.Спендиаровым и другими, которых в 1920-е годы пригласили в Ереван, - рассказывает Саркис Оганесян. - Я же с детства рисовал самолеты, так как увлекался историей авиации, хотел посвятить себя летному делу. Но отец настоял, чтобы я стал музыкантом, сам он учился игре на виолончели, потом начал изучать математику, кибернетику, энергетику и стал создателем первой читающей электронной машины еще за 5 лет до американцев. Рисование я перенял от деда, а музыкальный талант, вероятно, от прадеда Арутюна Оганесяна - известного в Карабахе народного певца, которого называли Уста (мастер) Арутюн, Каринтакци Арутюн. Пластинки с его записями сохранились в Московском фонде грамзаписи, я даже нашел коды его матриц, но восстановить не успел из-за развала СССР".

Архитектура Еревана интересовала Саркиса с детства. Прогуливаясь по городу с родителями, он всматривался в старые дома, которые привлекали его красотой, орнаментами, живущими в них важными персонами. Рисовать же здания старого Еревана Саркис начал с 2004 г., когда была запущена правительственная программа по сносу старых домов и модернизированной застройке Еревана. Сохранить в рисунках улочки и дома родного города его подвиг и проект фотографа Айка Бианджяна, начавшего активно снимать уходящую столицу.

Первым "героем" графики Саркиса Оганесяна стал дом N11 по улице И.Лалаянца, где он родился и вырос. За время своего существования улица носила и другие названия: Тельмана, Цветочная... Саркис рассказывает, что его дед купил тут подвал в недостроенном доме, затем его репрессировали, а дом передали председателю райсовета. После реабилитации дед вернулся, ему вернули и недостроенный дом, который он с супругой восстановил в 1955-56 гг.

 Графический рисунок, посвященный архитектуре старого Еревана"Я жил здесь целых 15 лет, и, когда в 2004 г. стали сносить дома в угоду Северному проспекту, поспешил к родной обители, в последний раз постоял у нее, попрощался, а потом решил нарисовать ее, затем - другие старые дома, - рассказывает Саркис. - В основном я рисую по памяти, даже дома, которые снесли задолго до того, как я взялся за реализацию своей идеи. Книжными иллюстрациями или архивными фотографиями пользуюсь крайне редко. За исключением пары мелких деталей, дома я рисую точно такими, какими они были".

В АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ САРКИСА 40 "ПОРТРЕТОВ" СТАРОГО ЕРЕВАНА, среди них и здания, снесенные еще в 1967-69 гг., например, дом Африкянов на ул.Пушкина. Один из них еще стоит на месте, а вместо двух (NN40 и 42) - высотки, под которыми проходит арка на пересечении улиц Пушкина и Тер-Габриеляна (ныне Е.Кохбаци). Эти два старых дома Саркис Оганесян восстановил на рисунках со своими фрагментами, в том числе и со знаменитой закусочной, где, как он помнит, подавали вкусный кебаб. Большой дом на ул. Тер-Габриеляна, связывающий углы ул. Спандаряна (ныне ул. Арами) и ул. Свердлова (Бузанда), принадлежал основателям первого в Армении ювелирного магазина, братьям Мнацаканянам. Сзади дом Тадевосянов, служивший в годы Первой мировой войны госпиталем русской армии.

"За домом Мнацаканянов был уютный римский дворик, а вот здесь, напротив, располагалась фотостудия Мисакянов: я ее нарисовал с витриной, где расположил фотографии именитых людей в том порядке, в котором видел. Здесь фотопортреты  заслуженного штурмана СССР Константина Малхасяна, Арно Бабаджаняна, Шарля Азнавура и других, - объяснил, проводя экскурсию, Саркис. - Рядом дом купца и промышленника Азизяна: он жил на втором этаже, а остальные помещения сдавал в аренду. А тут, на ул. Спандаряна, 62, жила моя мама. Когда дом снесли, жильцы остались жить в бассейнах парка и тоннелях, ведущих на Детскую железную дорогу, пока не получили жилья. Этот оранжевый дом на углу улиц Пушкина и Абовяна принадлежал Министерству путей сообщения, на нем была звезда со штангенциркулем и гаечным ключом, звезду потом украли... А вот в доме пониже жила революционерка, старая связная Шаумяна и подруга моей бабушки Маро Туманян..."

 Графический рисунок, посвященный архитектуре старого ЕреванаСаркис Оганесян застал строительство Ереванского метрополитена, которому было принесено в жертву несколько старых домов, сохранившихся в его памяти и запечатленных на его рисунках. Интересна и история дома N25 на ул. Астафян (Абовяна), где жила бабушка Саркиса - дочь владельцев дома, известных братьев-кожевенников Габриелянов и где сейчас фешенебельная гостиница "Александр". Саркис рассказал, что парадный вход здания был со стороны ул. Астафян, но после сильного наводнения тротуары заметно подняли, и пришлось превратить черный вход со стороны ул.Пушкина в главный, переименовав адрес дома: ул.Пушкина, N9. Дом Габриелянов был двухэтажным, третий этаж надстроили в советское время. Кстати, здесь жил и знаменитый Карабала, скончавшийся в 1963 г. Саркис застал его живым, раздающим цветы. Однажды, поднимаясь с бабушкой по лестницам, он увидел "засаленного, черного старичка с закопченным лицом" и тюльпанами. Бабушка представила внуку Карабалу, а тот подарил маленькому Саркису цветок. Но самым любимым столичным уголком для Саркиса был и остается загородный дом одного из его прадедов, на нынешнем проспекте Мясникяна, ниже зоопарка. Сейчас на его месте отель с рестораном, а раньше, до сноса в 1963 г., здесь был старый дом с большим садом, рядом протекала река Гетар, не было трассы, а с одной стороны на другую переходили по старинному деревянному мосту.

СВОЮ ГРАФИКУ САРКИС ОГАНЕСЯН НЕ РАЗ ПРЕДСТАВЛЯЛ ПУБЛИКЕ. Первая выставка прошла в новом корпусе Американского университета Армении по ул.Алека Манукяна, вторая под названием "Ереван в трех взглядах" - в Камерном театре вместе с работами Айка Бианджяна и Рубена Пашиняна. В 2018 г. неполная экспозиция работ Саркиса вошла в выставочный проект к 2800-летию Еревана, организованный в зале AGBU и была удостоена диплома этой организации.

"Ереван - город, в котором было много старины, атмосферы тех времен. Я рад, что ухватил "хвост" старого города. Снос начался с 1962-63 гг. и унес много интересного, а от города-сада сегодня ничего не осталось. Кругом новостройки, безвкусные, не гармонирующие со средой, чуждые Еревану", - поделился художник-музыкант, отметив, что сейчас сосредоточился на другой "армянской старине" - немом фильме А.Бекназаряна "Хас-пуш" 1927 г., музыкальным озвучиванием которого занят всерьез. По словам Саркиса, события фильма схожи с современной ситуацией в Кавказском регионе, а музыка, по его мнению, будет призвана выразить то, о чем молчит фильм.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
      2023-07-29 11:25

      29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".