Последние новости

ЗВУЧАЛА МУЗЫКА СОВРЕМЕННИКОВ

В Ереване многолюдно, несмотря на испепеляющую летнюю жару. Кажется, вот-вот прервется дыхание. И все же Большой концертный зал филармонии им. Арама Хачатуряна продолжает оставаться местом паломничества для армянских меломанов и гостей столицы. Так, в день концерта 23 июля, программа которого целиком была составлена из киномузыки Тиграна Масуряна (а она на слуху у каждого) и прозвучала в исполнении Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Арутюна Арзуманяна, зал был переполнен.

В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО: ЛЮБОЙ ВЕЧЕР МАЭСТРО СОБИРАЕТ ПОЛНЫЕ ЗАЛЫ. Тигран Мансурян – одна из ключевых фигур в современном музыкальном мире, он давно признан тысячами слушателей, к коим безусловно присоединяются даже наиболее придирчивые и требовательные музыкальные критики не только у нас, но и за рубежом. К счастью, в мире продолжает создаваться музыка, которая может говорить от имени личности и народа, от имени нации.

Кажется, все мы знаем о Тигране Мансуряне. Но фестивали последних лет, инициированные руководством Армянского симфонического оркестра (фестивали композиторского творчества, международный фестиваль "Современные классики…), по-новому раскрывают неповторимый облик творческой личности композитора, необычайно гармонического, обаятельного, активного, по сей день живущего в полную мощь духовных сил. Самое интересное в его музыке то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты музыкального изложения.

Творчество Тиграна Мансуряна отмечено теми чертами большого искусства, которые делают его необходимым людям. Ему неизменно присущи отвага и свежая зоркость души, его раздумья исполнены острой гражданской тревоги. Композитору органически чужды застылость, рутина. И эта любовь к движению, этот неизменный интерес ко всему новому и позволяют ему более полувека находиться на гребне композиторского искусства, выражая его основные тенденции.

А за несколько дней до этого концерта музыкальная общественность поздравляла композитора с армянской премьерой его сочинения "Семь молитв" для баритона, хора и оркестра из цикла средневекового поэта, философа и богослова Нерсеса Шнорали "С верой исповедую. Молитвы". Это произведение с большим успехом прозвучало в заключительном концерте международного фестиваля "Современные классики", носящего имя крупнейшего польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Автор посвятил его Папе римскому Франциско. "Семь молитв" прозвучали в замечательной интерпретации Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна, прославленной Академической капеллы (художественный руководитель и главный хормейстер Ованес Чекиджян) и баритона Аксела Давеяна. Мне показалось, что все музыканты подошли к исполнению этого сочинения внутренне подготовленными, потому что прозвучало оно на достойном уровне.

МОЩЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ, ФИЛОСОФСКОЙ, ДУХОВНОЙ НАТУРЫ НЕРСЕСА ШНОРАЛИ, помноженная на одухотворенность композитора Тиграна Мансуряна – уже это сплетение настраивает слушателя на предощущение духовного акта значительной силы. Смысловая кульминация произведения - его вокальная основа, где в широкой линии мансуряновской интонации звучат образы молитв Шнорали. Это произведение, по всей вероятности, войдет в репертуар не одного оркестра. Кстати, первое исполнение "Молитв" прошло во Флоренции.

 ЗВУЧАЛА МУЗЫКА СОВРЕМЕННИКОВМне не раз приходилось наблюдать реакцию зала, когда звучат мансуряновские сочинения. Их неизменно горячо принимают в самых разных аудиториях - в Горисе, Капане, Арцахе, Гюмри, Ванадзоре. В чем секрет? Как раз в тех ярких чертах таланта Мансуряна, которые определяют его индивидуальность, творческий облик. В образном содержании сочинения, его эмоциональном тонусе, красоте мелодического языка, глубине мысли. Его сочинения отточены во всех деталях, штрихах. А ведь он обращается к самым разным жанрам, и в каждом из них проявляется его высокое мастерство.

В заключительный день фестиваля прозвучали еще две мировые премьеры – Девятая симфония современного украинского композитора Валентина Сильвестрова и Хоровая пассакалия всемирно известного композитора Карла Дженкинса, написанная автором по заказу руководства симфонического оркестра и посвященная 44-дневной Арцахской войне. Оба произведения были исполнены оркестром с глубоким пониманием авторского текста.

"У оркестра большой потенциал и возглавляет его энергичный, мобильный дирижер, - сказал после концерта Валентин Сильвестров. – Но оркестру нужна целенаправленная работа, чтобы он мог подняться на более высокий уровень. Мне импонирует дирижер. Это современно мыслящий музыкант, человек, организатор концертной жизни, умеющий наладить необходимые контакты. Чувствуется, что он много и хорошо работает. Конечно, в музыкальной жизни Армении, как и везде, много трудностей, и нужно очень много сил, терпения, преданности, чтобы работать в этих условиях. Я знаю, что молодой оркестр под управлением своего энергичного дирижера и художественного руководителя много гастролирует, выступая с ведущими солистами мирового уровня. Все это поможет армянскому искусству, отразится на исполнительской школе. Такое международное "кровообращение" необходимо в музыке. Нельзя замыкаться, не зная, что творится в других странах. Совершенствоваться в творчестве можно, только используя мировые достижения.

Что же касается того, доволен ли я исполнением, могу сказать одно: конечно, музыканты старались, но, как всегда в нашем дисгармоничном мире, не хватило репетиционного времени, чтобы довести произведение до нужной кондиции".

ЕСТЕСТВЕННО, УСВОИТЬ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ НЕПРОСТО. Добраться до глубины авторского замысла (если она есть) дано не каждому. Как мне показалось, перед нами – жаждущая, совестливая душа композитора, чьи страстные, патетические чувства возвышаются до вселенской скорби, разрешаясь в просветленном покое.

А впрочем, судить об этом не мне, а подлинным знатокам современной музыки, ее языка, коим я не являюсь. Для меня произведения большинства современных композиторов – бесконечная "езда в незнаемое", неизведанное. Но это не означает, что их мы не должны изучать, пытаться понять. Музыка культур, переживших большую трагедию, всегда подвержена опасности в том смысле, что может оказаться непонятной всеми теми, кто не ведает об этой трагичной судьбе, и в результате мы будем иметь музыку, которая может быть оценена только внутри этой определенной культуры. Поэтому мы благодарны организатором фестиваля "Современные классики" за то, что они помогают нашим слушателям открывать новые имена современников, войти в мир новой музыки, обретая доступность, преодолевающую этот барьер.

Заключительный концерт фестиваля имел благотворительный характер. Средства, полученные от продажи билетов, направлены в благотворительную организацию "World Vision Armenia". Дети, живущие в тяжелых условиях в приграничных общинах Сюникской области, в том числе и дети, перемещенные из Арцаха, будут обеспечены школьными принадлежностями.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ