Последние новости

ВСТРЕЧА В ЕРЕВАНЕ ПРЕДВАРИЛА ТЕГЕРАН-22, А БАЙДЕН ОТПРАВИЛСЯ В ИЗРАИЛЬ

«Зангезурский коридор, реализующий туранский проект – экзистенциальная проблема для Ирана», - отмечает в интервью «ГА» военный эксперт Айк НАГАПЕТЯН.

- Чем принципиально важны недавние переговоры в Тегеране глав России, Ирана и Турции и совместное заявление по Сирии, где сказано, что «три страны сохраняют приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии»?

- Во-первых, ключевой акцент ситуации в Сирии заключается в том, что формирования "Сил демократической Сирии" (СДС) заявили о готовности вместе с правительственными войсками противостоять турецкой агрессии. В свое время США, вооружая курдов, манили их возможностью обретения независимого курдского государства. Однако, мы увидели, что произошло в реальности. США за один день вышли из Сирии, и турецкая агрессия с захватом части курдских территории в Сирии не заставила себя ждать. Курды здраво оценили ситуацию, позволив сирийским правительственным силам и «Хезболла» вмешаться. Плюс, курды предоставили тем же правительственным войскам контроль над отрезком межгосударственной трассы М4 – до сих пор этот отрезок контролировали курды. Все это вкупе свидетельствует о том, что ситуация в Сирии изменилась.

Курды более не являются инструментом для США в их противостоянии законным властям Сирии. Более того, курды отлично осознают, что, если сегодня сирийские власти их не защитят, завтра они могут подвергнуться прямому геноциду со стороны турок. В этом плане главной фишкой переговоров в Тегеране 19 июля были новые сирийские реалии. Если до сих пор турки оправдывали свое вторжение в Сирию якобы борьбой против курдских террористов, то теперь, когда курды передали контроль на своих территориях сирийским правительственным войскам, туркам там более делать нечего, ибо их обоснование уже не действует. И они должны выйти. В этом контексте и следует воспринимать совместное заявление о том, что «три страны сохраняют приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии». Между тем, на следующий же день поднялась мощная антитурецкая волна в Ираке. Багдад обвинил Анкару в нанесении удара по горному курорту в провинции Дохук на севере Ирака, в результате которого были убиты восемь человек, включая ребенка, а 23 человека получили ранения.

- Жесткое заявление в ходе встречи с Эрдоганом в Тегеране сделал духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, сказав, что Тегеран не допустит блокировки своей границы с Арменией. Это ведь про «коридор»?

- Да, речь о Зангезурском коридоре, являющемся мечтой азербайджано-турецкого тандема. Очевидно, что его создание подвергает опасности 47-километровую границу между Ираном и Арменией, плюс, если такой коридор станет реальностью, Иран и Россия смогут связываться только морским путем, через Каспий, что не выгодно ни Ирану, ни России. Зангезурский коридор, реализующий туранский проект, экзистенциальная проблема для Ирана, ибо тогда со стороны турецкого мира Иран берется в частичную блокаду. К тому же под угрозой оказывается иранская провинция Атрпатакан – не исключено, что Турция на пару с Азербайджаном начнут генерировать настроения отделения Атрпатакана и его присоединения к Азербайджану.

Конечно, здесь свою роль будет играть Израиль, который против Ирана использует как Азербайджан, так и Турцию. Последнюю – негласно. С Турцией у Израиля якобы плохие отношения, но на самом деле это не так, ибо чем объяснить, что после ухудшения отношений параллельно наблюдается резкий рост торгово-экономического взаимодействия между Израилем и Турцией? Иран отлично понимает, что, отчуждаясь от Армении и по большому счету от России, он ставит себя в крайне невыгодное положение. Свяжите это с антитурецким восстанием в Ираке на следующий же день после подписания в Тегеране соглашения по Сирии. Если антитурецкие процессы не имеют только локального значения, то есть это не шаги Ирана и России против Турции, а куда более масштабные планы, генерированные антитурецкими странами, значит, вскоре мы увидим их проявление в Ливии, на границе Греции с Турцией, где в любой момент может начаться противостояние, и т.д.

- Возможно ли прямое военное столкновение между Ираном и Турцией или Ираном и Азербайджаном?

- В этом регионе любое военное столкновение в первую очередь выгодно Западу и не выгодно России, потому что для нее это второй фронт. России нужно, чтобы любые конфликты в регионе Южного Кавказа на данном этапе так или иначе решались дипломатическим путем. Вовлечение Турции в военный конфликт означает, что одним из направлений удара могут стать Иран или Армения, а это Россия не может позволить. Поэтому сейчас, исходя из интересов Ирана и России, делаются попытки хотя бы на этом этапе сдержать реваншистские планы Турции, которые после 44-дневной войны были прописаны в Шушинской декларации, по которой Турция вполне может развязать конфликт на Южном Кавказе, являясь закрепленным в правовом плане военно-стратегическим союзником Азербайджана. Над недопущением реализации такого сценария совместно работают Иран и Россия.

- С какой целью Армению друг за другом посетили директор ЦРУ и глава внешней разведки России?

- Давайте не упускать из виду, что первым Армению посетил один из высокопоставленных иранских чиновников, ответственный за сферу безопасности. То есть первый визит был со стороны Ирана. Я считаю, если сегодняшним армянским властям должны были направить какие-то мессиджи или предложения, это вполне можно было сделать на уровне послов. Но не первых лиц внешней разведки трех стран – Ирана, США и России. Думаю, Армения была выбрана просто как площадка для переговоров, предваривших встречу в Тегеране. Они же «совпали» с визитом президента США Байдена в Израиль, а таких совпадений случайно не бывает.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕСЛИ «ДЕМОКРАТИЯ – НАША ЕДИНСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ», ТО ЭТО ПРОСТО СТРАШНО
      2024-03-28 10:10

      В западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство заходит слишком далеко, отворачиваясь от России На днях в Женеве, в рамках 148-й ассамблеи Межпарламентского союза (IPU) делегация во главе со спикером Национального собрания Армении Аленом Симоняном встретилась с делегацией Великобритании в IPU, возглавляемой Карен Брэдли. И в ходе этой встречи спикер армянского парламента Ален Симонян рассказал удивительные вещи. Опустим реверансы во славу «двусторонних отношений между Арменией и Великобританией», которые, по словам Симоняна, развиваются на уровне «стратегического диалога». Хотя было бы, конечно, интересно узнать, в каком месте этот диалог «стратегический».

    • ЛОЖЬ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЛАСТИ
      2024-03-27 09:50

      «Когда глава государства заявляет публично, что начнется война, есть конкретные процедуры в этой ситуации – ни одну из них Пашинян не осуществил», - говорит в интервью «ГА» военно-политической аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

    • "ЭТО ПЛАН УНИЧТОЖЕНИЯ АРМЕНИИ"
      2024-03-21 09:18

      "Даже западные аналитики открыто говорят, что никакой значительной помощи от Запада не будет, никакого союза с Западом не будет, никаких гарантий безопасности от Запада не будет. Почему мы не слышим?" - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук Артур ХАЧИКЯН.

    • ИДЕТ ДВУСТОРОННИЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, И ЕГО НАДО ОСТАНОВИТЬ
      2024-03-20 11:51

      С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты. В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ