Последние новости

ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ФАРАОНА МИРЗОЯНА

Является ли портрет одной из сильных сторон творчества народного художника Армении Фараона Мирзояна? Ответ может быть не однозначен. Можно лишь сказать, что он страстно любит работать в портретном жанре. Несмотря на многосторонность и широту своих интересов, художник неизменно обращается к этому жанру искусства, поверяя ему свои самые смелые искания, видя в нем высшее проявление человеческого духа и мастерства живописца.

СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ И АЛЬБОМ "Портрет в искусстве Фараона Мирзояна", изданный по решению Ученого совета Института искусств НАН РА. Научный руководитель проекта - член-корреспондент НАН Арарат Агасян, научный редактор - доктор искусствоведения профессор Анна Асатрян, автор текста - кандидат искусствоведения Маргарита Камалян.

 ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ФАРАОНА МИРЗОЯНАРанние портреты Мирзояна удивительно реалистичны. Написать похожий портрет дано, конечно, не каждому, даже большому художнику. Однако на одном лишь сходстве далеко не уедешь без настоящей живописности, мастерства. Но среди ранних портретных полотен можно обнаружить и такие, в которых уже ясно проглядывают некие новые тенденции, связанные с усилением интереса к раскрытию внутреннего мира модели. Таковы, например, портреты "Елена", "Моя мама", "Урок музыки", "Ученица Нонна" и другие.

Личность человека, ценность его "я", смысл и значение жизни - необъятная область для размышлений художника, а порой и главная тема его творчества.

Портреты Мирзояна правильнее было бы назвать портретами-картинами или композиционными картинами. Работает он над полотном так, что оригинал изображен в действенной взаимосвязи с окружающим миром вещей или окружающей природой. "Чашка кофе, Анна", "Анна в розовом платье", "Гаянэ","Мария, "Нонна", "Раздумье", "Наринэ", "Покой", "Поколения", "Хозяйка"…

Большую выразительность портретным образам придает используемый художником прием двойного контраста: на светлом фоне он пишет темный силуэт, а на темном – светлый, теплым краскам фона он противопоставляет холодный тон лица и наоборот. Для него холодные и теплые тона - показатели душевной температуры его модели. Он видит своих героев в определенном цвете, который ассоциируется с тем или иным представлением, является своеобразным знаком модели. В этом плане характерны портреты "Лилит","Ингрид Герман", "Автопортрет" художника, написанный в 1979 году, "Марианна и Анна Тиграняны", "Гостья из России", "Оперная певица". Энергичный мазок, динамичная лепка фактуры лица, одежды передают внутреннее состояние героя.

Говорят, руки характеризуют человека, как и лицо. Точно найденный жест помогает понять не только характер портретируемого, но и состояние его души, его настроение. Как по-своему, совершенно индивидуально "говорят руки" в картинах-портретах "Амо Сагиян","Дипломат Рубен Шакарян" и другие.

 В портретах представителей интеллигенции Мирзоян трактует творчество как напряженный процесс, требующий от художника всех сил и способностей. Полотна "Амо Сагиян", "Людвиг Дурян", "Захар Хачатрян" – это размышления о художнике, о духовных возможностях человека, самобытной личности. Это утверждение его значимости и ценности.

Нечто новое проглядывает в автопортрете художника, портрете Карена Джанибекяна. Автопортрет – это одно из самых жизнеутверждающих и дерзких по форме полотен художника. Острая цветовая игра, резкий контраст серьезного лица с темно-сиреневой шляпой, энергичная пастозная кладка красок, щедрая неряшливость брошенных на холст красок – все говорит нам о стремлении живописца чуть грубовато, но сильно, просто, открыто выразить переполнившее его чувство.

СВЕТЛЫМ ЖИЗНЕУТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОНИКНУТЫ женские портреты Мирзояна. "Художник ищет формулу женственности и красоты и находит своеобразное и самобытное в облике женщин, - отмечает в послесловии к альбому кандидат искусствоведения Маргарита Камалян. – Лаконичные и абстрагированные формы мастер превращает в поэтические метафоры и художественные символы. Таковы образы горделивых, меланхоличных и жеманных женщин…, армянок с подчеркнуто национальными чертами лица ("Армянка", "Нонна", "Мариам") и ангелоликих молодых матерей ("Мой ангел", "Материнство"). Эти парящие в нейтральном пространстве создания предстают как поэтические видения. Без сомнения, женщина – муза Фараона Мирзояна".

Среди наиболее зрелых портретов мы находим такие, в живописной основе которых лежит какой-либо один цвет, великолепно варьируемый в гармоническом сплаве различных тонов. Таковы, например, вариации серовато–голубых тонов в портретах матери с ребенком на руках и оперной певицы. Художник не скрывает своих чувств, своего отношения к изображаемому человеку, и эта распахнутость его души вызывает доверие зрителя.

Ему особенно удаются работы "быстрые", он находит в них и остроту внешней характеристики и внутреннее сходство. Выполненные с присущей ему свободой, они сохраняют ощущение непосредственной встречи с моделью и первого прикосновения к листу. Фараон Мирзоян безошибочно угадывает и находит контрапункт цвета, и потому ни в одной его работе не увидишь и тени бьющей в глаза эффектности.

 Очень любопытны графические портреты художника. Он – мастер рисунка. Глубина и безошибочность карандаша, его различные модуляции, точные акценты, сделанные сангиной, - все это в сочетании со светлым тоном бумаги, играющей немаловажную роль, создает удивительное разнообразие фактур и звучность черного тона. Исполненный в быстром темпе рисунок Мирзояна, оставляет ощущение, что он рождается на наших глазах. В каждой линии чувствуется трепетное движение руки художника.

Рисунки его поражают своей неуемной энергией и темпераментом. Именно эти свойства я имею в виду, говоря о его "быстром" карандаше или кисти. "Егише Чаренц", "Давид Сафарян", "Кристина", "Армине Мелик-Исраелян", "Видение","Гаянэ", "Сона" (бумага, пастель, уголь) … В этих портретах ярко проявилось зоркое наблюдение художника за разнообразием человеческих характеров.

Альбом "Портрет в творчестве Фараона Мирзояна" подтверждает истину о том, что этот жанр также играет важнейшую роль в искусстве мастера.

Галерея (5 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ