Последние новости

БОЛЬШЕ, ЧЕМ КИНО НА ВСЕ ВРЕМЕНА…

Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…

РЕЖИССЕР МГЕР МКРТЧЯН СФОРМУЛИРОВАЛ СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ как ответ своим детям на вопрос: "Почему ты молчал, папа, когда мы теряли страну? Ты боялся?". Ответ прозвучал без фальши и пафоса, в сухом остатке - нечто большее, чем кино на все времена, а потому рассуждать о частях фильма "Ишханутюн" и "Ишханутюн"-2 с точки зрения высокого искусства неуместно: этот ответ про другое! По большому счету, это даже не кино, это тот самый "репортаж с петлей на шее" под занесенным над этой шеей турецким ятаганом. Это поминальная молитва по тем, кто каждое утро радуется, что Алиев еще не вторгся в Конд, а еще это молитва белого человека о том, как остаться человеком. Киплинг сочинил ее про свое поколение, Мкртчян - про свое.

Репортаж с площади Республики – лес поднятых рук, хлопки ладонями под зомбирующие звуки барабанной дроби, каждый холопок – смена кадра. Новый кадр - гроб под трехцветным флагом, еще хлопок – еще гроб. Вторая часть – органическое продолжение первой. Мкртчян сам признался, что фильм не отпускал его, он вернулся и снял 2-ю часть, чтобы показать: свет в конце туннеля есть даже тогда, когда проститутки у руля государства превращают власть в древнейшую профессию, как утверждает одна из героинь фильма… Пока в кинотеатрах шла премьера второй части, по телеканалам власти транслировали речь Пашиняна про новую реальность – "экономический бум". Мы все уже по самое горло в этом самом б... Кто это будет разгребать?

Упырь в кадре с известными каждому армянину монологами Пашиняна - это гораздо больше, чем актерская работа. Это узнаваемый портрет поколения, самое точное зеркало, в котором каждый с ужасом видит себя на себя не похожего. Неужели это мы допустили такое? Мы к этому причастны? Отсюда странное впечатление после титров: кино закончилось, но оно продолжается по эту сторону экрана, где обычная жизнь. Не верите, - включите Общественный телеканал и послушайте про "эпоху мира", которая стучится в наши двери, благодаря "мудрому руководству" Пашиняна и его банды, а в довесок к десерту можете употребить свежие (ноябрьской выпечки) пашиняновские тезисы про учительские зарплаты в размере от 800 тыс. до 1 млн 200 тыс. драмов…

Нам показали нас - послушных "колесиков и винтиков" упыря, который каждый день спускает в унитаз страну, которую мы называем родиной. Нам показали нас - мы себя узнали, хотя упорно не хотели узнавать. После первого показа фильма довелось услышать сразу от нескольких женщин, что режиссер откуда-то узнал про то, как их будущий муж сделал им предложение руки и сердца, уходя на первую войну за освобождение Арцаха в 90-х гг. прошлого века. Подслушать такое невозможно, такое можно только угадать, причем, слово в слово, хотя речь в фильме идет о событиях 2020 г., и герой объясняется любимой перед отъездом на 44-дневную войну.

ЭТО КИНО – РЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЯ, ОНО О СИЮМИНУТНОМ И О ПРОШЛОМ, о вечном и преходящем, о низком и высоком! А потому обсуждать актерскую игру Шакурова, сценарий и других актеров нет смысла, достаточно посмотреть вокруг и спросить: а хорошо ли играет свою роль жена Пашиняна? А жены погибших солдат и офицеров? А сам Пашинян и его соратники? Режиссер ничего не придумал, просто взял и перенес на экран нас и наши горы.

Декорации фильма – заснеженные горные вершины, где, согласно "мудрому" изречению Никола, пограничные посты не нужны, а еще Ераблур и природа Арцаха. Диапазон событий - от 31 марта 2018 г., когда Никол с соратниками вышел из Гюмри, направляясь в Ереван, до наших дней. Главные герои мы все. Главный вопрос: как мы дошли до жизни такой? Ведь это мы, зная, что еще не извлечены из ущелий тела погибших в ходе агрессии 13 сентября армянских солдат, спокойно отнеслись к решению столичной мэрии начать установку новогодней елки на главной площади страны. Как же иначе, ведь страна готовится к празднику Евровидения!.. Кто мы после этого?

Это мы породили упыря, его свиту и армянскую пародию на цветную революцию! Мы допустили, чтобы "рюкзаки" управляли людьми, бросали их в тюрьмы, вешали на них ложные обвинения, били головами об асфальт, душили за горло! Не случайно в фильме воспроизведен монолог упыря о том, что все в нашей стране зависит от одного человека! "И этот человек - ТЫ!".

Если отвлечься от мишурной атрибутики и перестать угадывать, кто кроется за тем или иным женским и мужским персонажем, хотя в отдельных случаях сходство почти абсолютное, то удастся полнее сфокусироваться на главной идее. Она по ту сторону "клубнички" в виде обнаженных тел и диалогов упыря с красивыми женщинами, к ней надо дотянуться, чтобы ухватить и приблизить к зрению и слуху. Все самое главное режиссер сделал из подручных средств, из того, что под рукой, из будничного "сора", ну, а мишура – это так, между прочим…

Напишут, что это фильм-исповедь, фильм-покаяние, фильм-протест, а я повторю, что это фильм-репортаж и фильм-пощечина. Мкртчян показал, как 4 года и 5 месяцев тому назад древний и мудрый армянский народ впал в состояние черни и поверил сатане. Он провел краткий экскурс в армянское бесовство, зачитал обвинительный приговор из 2 частей тем, кто допустил пляску Смерти 44 дня под лозунгом "Победим!".

Хуже всего режиссеру удались положительные герои фильма, они выглядят не совсем убедительно. Упырь празднует победу над зомбированным народом, лжет и заражает ложью других. Красивые и смелые героини фильма – это дань мишуре, та самая отрыжка фабулы, которая не портит главное впечатление от фильма, впрочем, каждому свое: кто-то, возможно, вынес из увиденного только кадр с обнаженными девицами в сауне, кто-то заглянул глубже…

Фильм начался и не закончился, он продолжается в каждом последующем дне. Странное, ни на что не похожее чувство сопричастности вопреки собственной воле! Как будто увидел в зеркале не себя, а какое-то чужое существо, которое ходит по земле, ест, пьет, адаптируется к потере родины и гибели 5 тыс. чужих сыновей, расплачивается за комфорт адаптированного состояния разумом и жизненными силами. Не случайно ключевую фразу фильма произносит пропавший без вести солдат: "А почему мы думаем, что только один раз должны освободить свою родину!".

История продолжается, и наша родина будет освобождена, но ее освободим не мы, а наши дети и внуки. А мы допустили, чтобы к власти пришли вигены хачатряны, которые говорят, что Арцах не принадлежал армянам, и ануш багояны, которые произносят вместо армянского Шуши азербайджанское название города-крепости! Мы доверили страну упырю, который позволил себе насмехаться над армянскими названиями "Санасар" и "Ковсакан". Мы позволили смешать себя с теми, кому не больно от того, что с купола Белой церкви в Гадруте азербайджанцы сняли Крест, ведь болеть может только живое…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОПИЮЩИЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ ПОБЕДЫ СИСТЕМНОЙ КОРРУПЦИИ НАД РЕФОРМАМИ!
      2023-02-02 10:16
      809

      15 сотрудников – это не частный случай… После захвата власти Комитет по госдоходам и таможенная служба оказались в эпицентре борьбы главаря режима с системной коррупцией. Порядок наводили с пристрастием, достаточно упомянуть громкую отставку замначальника комитета по таможне Шушаник Нерсисян по прозвищу "Наколка Шушо", которая весьма приглянулась супруге Пашиняна Анне Акопян. Потом неоднократно говорилось о том, что на таможне воцарились законность и порядок, а потому скандал с разоблачением СНБ грянул, как гром среди ясного неба.

    • КАРАБАХСКОМУ ДВИЖЕНИЮ ИСПОЛНИТСЯ 35 ЛЕТ!
      2023-02-01 09:57
      2106

      Подмена Карабахского движения Армянским Общенациональным… В феврале Карабахскому движению исполнится 35 лет. Все началось 11 февраля 1988 г., когда в Степанакерте стали распространяться листовки с призывом о выходе из Азербайджана. 12-13 февраля по всему Карабаху прошли собрания с требованием созвать внеочередную сессию областного совета, предложение поддержали 4 райисполкома из 5, а также 87 членов самого областного совета. 20 февраля сессия была созвана. Подавляющим большинством голосов (110 против 17 при 13 воздержавшихся) она приняла решение ходатайствовать перед Верховными Советами обеих республик о передаче НКАО в состав Армении. На следующий день это решение было опубликовано в газете "Советакан Карабах".

    • АВИНЯН ЕЩЕ НЕ МЭР, НО УЖЕ ЛИШИЛ РАБОТЫ СОТНИ ЕРЕВАНЦЕВ
      2023-01-31 09:58
      1775

      1 февраля свыше 600 продавцов окажутся на улице После взрывов и пожара 14 августа на ярмарке "Сурмалу", повлекшего гибель 16 людей, бесчисленное количество торговых объектов и складских помещений в столице и марзах подверглись проверкам на предмет противопожарной безопасности. Не так давно Ереван потрясли события на территории бывшей ярмарки "Фирдуси": люди в полицейской форме, буквально, прошли сапогами по старушке, пытавшейся воспрепятствовать их проникновению в дом. О том, что вынужденным переселенцам не выдана соответствующая их жилью компенсация, писалось неоднократно.

    • АРЦРУН ОВАННИСЯН И АРГИШТИ КЯРАМЯН СРАЗУ СХВАТИЛИ МЕГАФОН
      2023-01-30 10:04
      2390

      Пашиняну никто не верит Диалог на заседании правительства от 26 января между Пашиняном, генпрокурором Анной Вардапетян и начальником СК Аргишти Кярамяном в точности передал суть взаимоотношений между главарем режима и послушными исполнителями его воли. Пашинян имитировал искреннее недоумение тем обстоятельством, что после оглашения им причин случившегося 19 января в деревне Азат нашлись люди, которые выдвинули свои версии, которые противоречат его словам.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФИЛЬМ "ARMENIA TERRA SACRA" В БОРЬБЕ С АЗЕРПРОПОМ
      2022-12-21 09:56
      3897

      В Ереване проходит показ полнометражного документального фильма "Armenia Terra Sacra" ("Армения - святая земля") французского режиссера армянского происхождения Нарека Восканяна. Для презентации фильма на разных столичных площадках в Ереван из Парижа приехала телерепортер, автор ряда ТВ-проектов, продюсер картины Нарэ Тадевосян.

    • ЛАУРЕАТЫ КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИН»
      2022-12-13 10:34
      3139

      19-й Международный фестиваль женских фильмов «КИН» подвел итоги, назвав победителей и обладателей дипломов нынешнего года. Камерный по форме, но богатый по содержанию этот фестиваль с каждым годом охватывает все новые темы, о которых авторы фильмов рассказывают в призме своего, женского восприятия.

    • ДВА ФИЛЬМА ОБ ОДНОЙ ВОЙНЕ
      2022-12-08 10:40
      4132

      В столичном Доме кино при полном аншлаге прошел показ двух короткометражных картин, посвященных 44-дневной войне в Арцахе. Фильмы «Камень» режиссера Армана АЙВАЗЯНА и «250 км» Асмик МОВСИСЯН, основанные на реальных событиях, были объединены в рамках показа слоганом «Две истории, одна война».

    • НА ЭКРАНЕ – РОССИЙСКОЕ КИНО
      2022-10-21 09:47
      1897

      21 октября в Ереване стартует Russian Film Festival - Дни российского кино, организованные компанией РОСКИНО при поддержке Министерства культуры РФ. В течение трех дней, а фестиваль продлится до 23 октября включительно, отечественный зритель и гости столицы смогут посмотреть 5 фильмов ведущих российских режиссеров.