Последние новости

"МИЗЕРИ" - СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ОТОРВАТЬСЯ ТОЖЕ

Вот каково это - оказаться совершенно беспомощным и в полной зависимости от причуд маньяка с биполярным расстройством личности, с острым расчетливым умом и с отсутствием даже мизерных зачатков эмпатии?

 'МИЗЕРИ' - СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ОТОРВАТЬСЯ ТОЖЕ...НЕТ-НЕТ, ЭТО СОВСЕМ НЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ПОДУМАЛИ! Просто на сцене Гюмрийского Драматического театра им. Аджемяна родился спектакль "МИЗЕРИ" по мотивам одноименного культового романа короля ужаса Стивена Кинга. Когда театр приступал к постановке, ее создателям и в голову не приходило, что они работают над спектаклем ужасающе актуальным.

Почти два года творческий руководитель аджемяновского театра Людвиг Арутюнян с упорством стремился заполучить на постановку одного из самых интересных наших режиссеров Гора Маркаряна. Почти два года Гор Маркарян держал в голове мысль поставить "Мизери" с одной из самых интересных наших актрис Татев Казарян. И когда два этих желания, наконец, совпали, кинговский хоррор - казалось бы, сомнительный материал для местного зрителя - руководство гюмрийского театра вовсе не испугал.

"Дело не в Гюмри - мы живем в такие времена, когда кажется, не то что не до "Мизери" - вообще не до театра. Но жизнь показала, что стоило рискнуть - билеты на спектакль распродаются мгновенно, и мы почти вдвое увеличили зрительские места, поскольку публика располагается непосредственно на сцене, - говорит режиссер спектакля Гор Маркарян. - Психологический триллер - мой любимый жанр, а когда есть такая актриса, как Татев... Она стала мотивацией и триггером спектакля. И почему не в Гюмри? Почему все должно происходить в Ереване? Мне довелось увидеть "кухню" гюмрийского театра, как работает закулисье - не побоюсь сказать, что это один из самых профессиональных театров Армении, все отлажено, как часы. Гюмрийский театр без колебаний принял наше предложение. У меня и сейчас есть планы, связанные с этим театром, потому что для режиссера он просто мечта - создаются все условия, чтобы ты ни на что не заморачивался и концентрировался только на творчестве".

ТЕАТР ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОЗДАЛ ВСЕ УСЛОВИЯ, МОЖНО СКАЗАТЬ, выполнил все режиссерские капризы. Большую сцену гюмрийского театра обнажили предельно, до самых колосников. Здесь, на этом голом пространстве, местами пересекающемся старыми трубами, художник спектакля Нелли Барсегян поатмосферничала на славу - зритель буквально слышит мутный запах подвала Энни Уилкс, ставшего узилищем Пола Шелдона. Здесь же театр построил специально для спектакля лифт - не столько чудо техники, сколько чудо воображения режиссера. Этот лифт становится третьим персонажем спектакля, его скрежет бьет по и без того натянутым до предела зрительским нервам. Он - как то чеховское ружье, которое непременно должно выстрелить. И он-таки "стреляет". Но обойдемся без спойлеров...

Итак, если кто забыл, если кто не читал "Мизери" и даже не смотрел фильм 1990 года с оскароносной Кети Бейтс... Автор серии бестселлеров со сквозной героиней по имени Мизери Пол Шелдон попадает в аварию в некоем глухом месте и с перебитыми ногами приходит в себя не на больничной койке, а в доме медсестры Энни Уилкс, как оказалось, самой главной его поклонницы. Она предпочитает жизнь в отрезанном от большого мира доме. Но еще больше Энни любит жить в своей голове. Алтарь Пола Шелдона в гостиной, пистолет в кармане для меланхоличных дождливых будней и нож и кувалда для разнообразия – джентльменский набор, с помощью которого Энни может заставить любимого автора сочинить роман ее мечты...

В романе Кинга поворотов сюжета на самом деле не сильно много, но написано так, что легко можно забыть поспать или проехать свою остановку. И это главное, в чем Гор Маркарян остался верен букве автора. Спектакль "Мизери" невозможно смотреть - от спектакля "Мизери" невозможно оторваться. Эмоциональная динамика в этом малособытийном театральном повествования такая, что оно способно тягаться с самыми захватывающими зрелищами. Эмоции ежеминутно, эмоции "в моменте" - зрительские ладони потеют, дыхание сбивается, пульс скачет. Выбранная режиссером нарочитая камерность происходящего в сочетании не с музыкальным даже, а звуковым оформлением гюмрийского композитора Нарека Космос словно запирает каждого в отдельности наедине с психопаткой Энни и создает потрясающий "эффект присутствия". И тогда в какую-то минуту "Мизери" превращается в большую метафору нашей сегодняшней жизни, и это осознание вызывает новый взрыв эндорфинов - из-за ощущения ужаса совсем не театрального ...

 'МИЗЕРИ' - СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ОТОРВАТЬСЯ ТОЖЕТЕМ ВРЕМЕНЕМ ВНУТРИ СПЕКТАКЛЯ В МИРЕ БЕЗУМИЯ МИСС УИЛКС вынужден находиться лишь бедолага Пол Шелдон. Именно бедолагой играет его Арсен Согомонян. В страшный поединок с Энни не на жизнь, а насмерть его персонаж не вступает, как не вступает в дуэль с именитой партнершей молодой актер гюмрийского театра. Но работа достойная, и в таком прочтении еще пронзительнее финал спектакля - этот отчаянный "прорыв" деспотической жертвы.

Что до Татев Казарян, она полностью и с лихвой доказала свое право на практически бенефисный спектакль. Первый вопрос, возникающий у зрителя, пульс которого еще не пришел в норму, - а как такое выдерживает она?! Ведь эта роль - кружевной воротник, и кружево какое-нибудь брюссельское, самой высокой пробы, с прихотливым, сложнейшим узором, от которого не оторвать глаз.

"Когда-то наш мастер Сос Саркисян рассказывал нам о своей работе над Яго и утверждал, что надо стараться найти оправдание любым поступкам своего персонажа, иначе не сыграть. Если я не попытаюсь оправдать Энни, я не буду убедительна для самой себя, а значит и для зрителя. Это ее искалеченное детство, это проживание жизни Мизери... Хотя, конечно, оправдать ее крайне сложно. Если бы речь шла просто о психически больной женщине, было бы проще. Но здесь ведь все намного сложнее, в ней очень много разных планов. Ангельская доброта, сменяющаяся дьявольской жестокостью - причем и то, и другое, я убеждена, абсолютно искреннее. Вот эти резкие переходы от ангела к чудовищу - то, чего требовал от меня Гор, - и были самым сложным, но и самым интересным", - говорит Татев Казарян.

Она доводит "биполярность" своей героини до крайних пределов, ни на секунду не переходя вкусовую черту. Сколько страсти в ее Энни! Как она умеет жонглировать интонацией, взглядом, мимикой, как ежеминутно обманывает ожидания зрительного зала - материнская ласка и жестокость тюремщика, женская влюбленность и экзальтация фанатички, сострадательная нежность и холодный взгляд серийного убийцы, наконец, пунктир юмора и внезапный высокий трагизм. Все это Татев Казарян объединяет и выдает нагора публике с такой вируозностью, что не просто хочется встать и снять шляпу - некоторые зрители даже начинают сочувствовать ее Энни.

Возможно, это чувство стоило разделить, но... не в этот раз. Наверно, этому мешает перекличка "Мизери" с нашим сегодняшним днем. И финальная сцена схватки между Энни и Полом заставляет сопереживать примерно так же, как финал Лиги Чемпионов с участием любимой команды. За главного героя хочется именно "болеть", нацепив себе на шею шарф "Вперед, Пол Шелдон!". Вперед - к Свободе!

Кто не рискует, тот, как известно, не пьет шампанское. Гюмрийский театр им. В. Аджемяна рискнул, поставил, казалось бы, сомнительный для местного зрителя материал, и теперь пьет шампанское, закусывая деликатесом. Ведь "Мизери" действительно совершенно деликатесное театральное блюдо.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ