ГЕРОИ АННЫ МАРКОСЯН
Недавно в Сети мне попался на глаза репортаж «Голоса Америки», рассказывающий о нашей талантливой соотечественнице Анне Маркосян – автора необычных кукол ручной работы. Будучи пианисткой по основной специальности и делая успехи на этом поприще, Анна не отказалась от своего хобби и даже сделала его второй профессией.
СЕГОДНЯ КУКЛЫ АННЫ МАРКОСЯН ШИРОКО ИЗВЕСТНЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ, они радуют глаз и вызывают улыбку тех, кому удается побывать на выставках Анны или хотя бы познакомиться с ее необычным творчеством в интернете. Не мудрено, ведь каждый персонаж, будь то учительница музыки Аделаида Модестовна, две Соседки, Сеньора Доминанта, Избушка на курьих ножках, Гали (микс Галы и Дали) или Бабушки-проказницы – способен тронуть сердце любого зрителя, заставить забыть о проблемах, каждодневной суете и зарядиться энергией позитива и добра, получив огромное удовольствие от соприкосновения с большим искусством.
О своей биографии Анна Маркосян говорит кратко: родилась и выросла в Ванадзоре, училась в Ереване – в Государственной консерватории им. Комитаса. Последние годы проживала в Мексике и США с семьей – супругом, известным виолончелистом Сергеем Косемяном и сыном. В США Анна преподает фортепиано, выступает в различных музыкальных проектах и концертах. А в свободное от работы время уединяется в своей домашней мастерской, где «колдует» над куклами. Неслучайно огромная армия фолловеров называет Анну Маркосян волшебницей, способной превратить глину, бумагу, ткани и проволоки в гротескную фигурку-персонаж, которую узнают все. Секрет успеха Анны – в собирательности создаваемых ею образов, в характерности их внешних черт, позволяющих почувствовать их нутро и уловить типажность натуры.
В нашей беседе Анна Маркосян, известная широкому кругу поклонников своего творчества под псевдонимом Аннушка Марк, призналась: «В юности я мечтала стать актрисой. Мне нравилось само понятие воплощения образов и их задействование в театрализованных сценках. Этот микс образа в действии я и воплощаю в своих кукольных персонажах».
НАШЕ БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С АННОЙ МАРКОСЯН, КУКОЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОТОРОЙ известно в Армении лишь немногим, состоялось в режиме онлайн из Лос-Анджелеса в Ереван.
- С чего началось ваше увлечение кукольным творчеством?
- Я с раннего детства любила все, что связано с искусством, творчеством— играть, петь, танцевать, рисовать, лепить, что-то мастерить. На каждом этапе в моей жизни присутствовало какое-то увлечение. Например, в годы учёбы в консерватории я увлеклась карикатурой, создавала смешные шаржи на профессоров, знакомых, соседей, людей с выразительными чертами лица или просто вымышленные персонажи, воплощала через них смешные, ситуативные истории из реальной жизни. Позже, когда я постепенно стала открывать для себя мир кукольного искусства и миниатюры, эти юмористические зарисовки стали обретать объем в виде куклы.
- Какой была ваша первая кукольная работа? В какой технике она была изготовлена?
- В самом начале были нитки и крючок. Взяв их в руки, я стала вязать, и в итоге получилась женская фигурка с длинными волосами. Интерес стал возрастать, и я связала много других кукол - героев армянских сказок, смешных персонажей, животных и т.д. Именно куклы этого периода и стали экспонатами моей первой выставки, организованной в Ереване, в Центре искусств «Нарекаци».
- Как вы пришли к той технике изготовления кукол, в которой работаете сейчас?
- Испробовав различные техники - от вязаных, текстильных до грунтованных кукол, я остановила свой основной выбор на классическом папье-маше и самозатвердевающей глине. Это мой самый любимый материал, он не токсичен, да и работать с ним мне очень нравится.
- Откуда вы берете своих персонажей?
- Все, что угодно может стать поводом для новой идеи - картина, книга, событие, воспоминания и образы из детства, даже цвет, свет, кусок проволоки или ткани. А еще я люблю просто наблюдать за людьми, угадывать их мысли, настроения, желания и переносить все это в кукольные персонажи. Новые идеи приходят довольно часто, я их записываю или зарисовываю, чтобы не забыть. Дальше, какая из них раньше созреет, к воплощению той я и приступаю. Иногда бывает, что со временем что-то перестает быть актуальным, а случается, что внезапно возникает мысль, которую невозможно спрятать в дальний ящик, и я безотлагательно берусь за работу, даже если это 10—15 минут в день, иначе мысль не оставит меня в покое.
- Ваши работы нельзя назвать просто куклами. Они, скорее, схожи с театральными персонажами какого-то сценария. Насколько постановочный элемент важен в вашем творчестве?
- Творчество, музыка, кукольный мир для меня - это оазис, где я могу освободиться от повседневной суеты. Признаюсь, при всей моей любви к куклам я не очень люблю слово «кукла», хоть и понимаю, что дело не в слове, а в отношении к нему, а оно чаще ассоциируется с чем-то легкомысленным и пустым. На мой взгляд, художественные куклы - не просто красивые фигуры, созданные для украшения интерьера: это актеры, в которых, независимо от реалистичных, асимметричных, красивых или преувеличенных-гротескных черт лица и пропорций тела, самое важное - харизма, энергия, притягательность, эмоции, пластика и движения. Все, как у людей. Иногда я чувствую себя больше кукольным режиссёром, чем мастером, и как режиссеру, мне важно, чтобы моя постановка-композиция дарила зрителю душевное тепло, настроение и улыбку.
- Вы сказали, что период ковида был особенно плодотворным для вас. Расскажите о работах, созданных в это время.
- В период ковида мир перевернулся в одно мгновение, поменялись звуки, запахи, цвета и ритмы повседневной жизни, а люди стали затворниками. Я усвоила для себя правило: в любой непонятной, сложной ситуации спасает трудотерапия и юмор. Этот период «несвободы» дал мне массу свободного времени, возможность полностью окунуться в творчество. Самая большая работа этого периода - «Донна Пандемия». Эта пышная дама, уставшая от суеты, идеалов и диет, рухнула на диван, с которого не собирается вставать в ближайшем будущем. Ей выдалась возможность спокойно, не спеша, поразмыслить, подумать о себе и о жизни в целом. Отмечу и работу, которую я сделала специально для своего сына: она называется «Армения». На подставке изображен ночной Ереван под ясным, мирным, звёздным небом. В то же время это земной шар, где разместились мама с сыном как олицетворение любви, нежности и добра, материнства, силы и продолжения жизни.
- Ваши куклы похожи на живых людей. Не возникает ли у вас желание разговаривать с ними?
- С момента рождения куклы между нами происходит диалог. Каждая из кукол по-своему спорит, капризничает, требует ту или иную деталь, прическу, платье, интерьер, позу и цвет глаз. Но в итоге мы приходим к согласию.
- Какие работы вы назвали бы самыми любимыми, если таковые у вас есть?
- Мне дороги все работы, поскольку они связаны с чем-то знакомым, родным и близким моему сердцу. Но, пожалуй, выделю одну из них. Это заведующая кафедрой фортепианного отделения, профессор кукольной консерватории Аделаида Модестовна - собирательный образ всех моих педагогов. Во время рабочего процесса у меня на столе лежал её примерный эскиз со списком возможных имен. Это были яркие, звучные имена, такие как Роза Смбатовна, Элеонора Амазасповна, Офелия Вагаршаковна и даже Медея Трдатовна. Но едва у нее прорисовался один глаз и она сурово взглянула на меня, я поняла, что зовут её Аделаида Модестовна и никак иначе. До сих пор она стоит у меня на полке и не даёт бездельничать, требует к себе внимания и уважительного отношения.
- Насколько ваша основная профессия музыканта связана с кукольным творчеством? Помогает ли одна другой, дополняет или диссонирует?
- Музыка оказывает воздействие на человека посредством вибрации, звуков, гармонии и ритма. Она оживляет работы, наполняя их движением, жизнью и звучанием. Художественная кукла, как и любой другой арт-объект и вид искусства, также пробуждает в человеке чувства, эмоции, грусть, умиление, смех и сострадание. Куклы, как и музыка, - способ выражения, и они, на мой взгляд, гармонично дополняют друг друга.
- Как родилась композиция «Гали»?
- Идея «Гали» родилась несколько лет назад, жила в блокноте в виде эскиза, дожидаясь своей очереди. В этой работе я по-своему синтезировала некоторые детали самого художника. На первом плане Дали, вооружившись кистью, рвется покорять сюрреалистический мир. На спине оседлавшая его Гала, которая словно налаживает связи, управляет им и его делами. Называется работа «Гали», в честь жены и музы гения.
- Как часто вы устраиваете выставки своих работ?
- После выставочного дебюта в Ереване я устраивала экспозиции в Мексике и США, иногда в рамках выставок-концертов с различными артистами и музыкантами. Мое большое желание - организовать выставку в Армении. Надеюсь осуществить это в ближайшем будущем, а также создать серию работ на армянскую тематику, где будут задействованы не только фольклорные и сказочные, но и современные житейские темы.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-27 11:14
"Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.
-
2024-04-25 12:06
Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.
-
2024-04-25 11:40
"Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.
-
2024-04-24 10:15
В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-05-26 10:10
Презентован совместный труд ученых Армении и Чехии В Институте археологии и этнографии НАН РА состоялась презентация книги «Армянская диаспора в динамике», вышедшей в свет на английском языке. Труд, представляющий собой сборник научных статей, стал результатом сотрудничества Отдела исследований диаспоры Института археологии и этнографии (ИАЭ) НАН РА и Отдела культурной антропологии Карлова университета Праги.
-
2023-04-24 09:41
Третья стадия геноцида: к 5 тыс. погибших ежедневно добавляются новые! Бывший руководитель административной единицы Аравус (часть укрупненной общины Тех) Аргам Овсепян после 29 марта подтвердил: "Да, власть отобрала у нас оружие, но мы потихоньку приобретаем свое для самообороны. Захватим позиции азербайджанцев, - будет у нас оружие, все сделаем, как в 90-х гг., не переживайте!". В упомянутый день началось продвижение азербайджанцев вглубь Армении на нескольких участках государственной границы.
-
2023-03-11 10:48
Новые экономические возможности для армянских общин в Ливане Общественная инициатива/платформа DiasporArm в рамках своей миссии по аккумулированию ресурсов организаций и частных лиц для улучшения социально-экономического положения в Армении и Диаспоре с конца прошлого года активизирует армянские общины в Ливане. Команда DiasporArm дважды побывала в этой стране, встретилась с лидерами тамошних общин и представителями различных организаций, школ в Бейруте и Анжаре с целью разработки эффективных экономических программ и продвижения глобальных армянских интересов. К реализации проектов будут привлечены специалисты по подготовке бизнес-планов, команды по коммуникациям и маркетингу, а также обеспечено финансирование…
-
2022-12-27 10:04
Прошедшее на днях в Бейруте собрание трех армянских политических сил – Социал-демократической партии «Гнчак», партии Рамкавар-Азатакан и АРФ «Дашнакцутюн» было организовано в поддержку Республики Арцах и ее народа, уже больше двух недель находящегося в полной блокаде.