Последние новости

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КОНЦЕРТ

В начале марта этого года отметил свое 60-летие Государственный камерный оркестр Армении. В творческом облике коллектива неразрывно слились традиции, заложенные в прежние годы основателем и руководителем этого коллектива Зарэ Саакянцем, и другими дирижерами – Константином Багдасаряном, Завеном Варданяном, Рубеном Агароняном, Эмином Хачатряном, Арамом Карабекяном, а нынешний опыт - с концертной деятельностью Ваана Мартиросяна.

Несколько месяцев назад главным приглашенным дирижером назначен наш соотечественник, ныне работающий в Германии Рубен Казарян – художник мощной и неповторимой индивидуальности, яростного и дерзкого дирижерского дара. И не понадобилось ровно никакого времени на то, чтобы дирижер и коллектив поняли друг друга, творчески договорились между собой. Сразу что-то стронулось, закипела работа, оживился общественный интерес. Об этом наглядно свидетельствовали концерты, особенно последний из них.

ЭТОТ ВЕЧЕР В ДОМЕ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ ПРИВЛЕК ВНИМАНИЕ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ И ЯРКОСТЬЮ ПРОГРАММЫ. Прозвучали "Хачатуриана" для струнного оркестра Рубена Алтуняна, Концерт для альта соль-мажор Телеманна, "Lachrymae" для альта и оркестра Бенджамина Бриттена и Симфония для литавр и струнного оркестра Эдварда Мирзояна – партитура оригинальная, с милой сердцу национальной, "почвенной" интонацией.

Концерт был овеян особым праздничным настроением. Такие музыкальные праздники, глубинная суть которых обретение света и покоя, гармония и красота, нужны каждому из нас. Особенно сегодня, когда размазываются границы между искусством и неискусством и когда каждый чувствует себя незащищенным.

Зал Дома камерной музыки был переполнен, взволнованные лица слушателей. За дирижерским пультом оркестра - маэстро Рубен Казарян. В интерпретации маэстро произведение Алтуняна берет за живое, откликается в слушательском сознании ощущением красоты и искренности. Главное в этом процессе - синтез внутренней напряженной экспрессии и объективно необходимой меры. Вот где раскрывается природа казаряновской артистической сдержанности, охраняющей музыку от каких бы то ни было эмоциональных случайностей. Оркестр исполнил "Хачатуриану" блестяще, с захватывающим темпераментом. Дирижер заострил контрасты, присущие сочинению, сопоставив piano и forte, соло и тутти, медленного и быстрого движений. Но в обилии разножанрового материала, постоянной смене красок, настроений Р. Казарян великолепно нашел ту неуловимую нить – живой импульс музыки, благодаря которой череда танцев, различных эпизодов сложилась в одну праздничную, сверкающую картину. Секрет здесь, наверное, в особой темповой драматургии, создающей сопряжение эпизодов, настроений, энергии.

НЕ ВХОДИЛО В СПИСОК "ДЕЖУРНОЙ КЛАССИКИ" И СЛЕДУЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ – Концерт для альта соль-мажор Телеманна – одно из самых известных и до сих пор регулярно исполняемых произведений композитора. Это крупный концерт в стиле барокко. Он состоит из четырех частей с чередованием тутти и сольных секций.

 НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КОНЦЕРТИсполняется этот концерт на нашей сцене не очень часто. В качестве солиста выступил известный альтист из Великобритании Константин Боярский - обладатель многих крупных наград. В настоящее время музыкант работает в Лондоне в качестве ведущего альтиста Королевского оперного театра Ковент-Гарден, а также дает сольные и камерные концерты в Англии и большинстве европейских стран и на международных площадках в Азии, США. Как солист и камерный музыкант он сотрудничал с Иегуди Менухиным, Гидоном Кремером, Юрием Башметом, Натальей Гутман, Ланг Лангом и многими другими, а среди дирижеров следует отметить такие известные имена, как Бернард Хайтинг, Лорин Маазель, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, Антонио Паппано и другие.

На счету альтиста ряд инструментальных композиций и аранжировок для альта и других инструментов, а также два балета и лирическая опера "Пушкин" в двух действиях, премьера которой состоялась сначала в Москве, а затем и в Великобритании.

Вряд ли стоит объяснять столь накаленную атмосферу зала. Константин Боярский, аккумулировавший в своем творчестве сложнейшие поиски исполнительского искусства, один из самых ярких музыкантов своего времени. Рубен Казарян - дирижер, чье имя связано со многими оркестрами, оперными также. Для этих артистов открыты многие сцены мира. Лишенные каких-либо атрибутов власти, они безраздельно властвуют над слушателями. Неслыханный успех Константина Боярского у любой аудитории коренится в доверии к лучшим сторонам человеческой души. Как музыканту ему свойственны глубокий самоанализ, диалог с самим собой, не имеющие себе равных магнетизм и аристократичность стиля. К тому же, музыкант как бы находится во власти того стиля, с которым соприкоснулся. Им руководит сама музыка. Чутко услышанная, пропущенная через богатый духовный мир и бережно "оживленная", она придает его игре неповторимый синтез подлинности и новизны.

Было что-то невероятное и в его исполнении "Lachrymae" Бенджамина Бриттена для альта и струнных. Безупречное исполнительское мастерство придает его игре скульптурную завершенность как в целом, так и в деталях. У Боярского свой метод правильно выявить мелодии, ее выразительность, причем выразительность, контролируемую духом. Очень темпераментно звучал оркестр под управлением маэстро Казаряна. Звучание оркестра отличала та мера сыгранности, устойчивости, за которой стоят тщательная работа и богатый опыт. Все музыканты оркестра отличались замечательной игрой, увлеченностью. Но особенно выделялась своим исполнением в сольных партиях первая скрипка оркестра Астхик Варданян - блестящий музыкант, - темпераментный и одухотворенный. Потенциал ее безбрежен, нельзя не восхититься ее виртуозной техникой, поразительным совершенством игры!

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИКОМ БЫЛО ПРЕДОСТАВЛЕНО Симфонии для литавр и камерного оркестра Эдварда Мирзояна. Это одно из лучших произведений композитора, которое он очень любил, потому что его исполнение было связано с именем незабываемого уникального дирижера Давида Ханджяна. Впервые оно было исполнено в 1962 году на Третьем всесоюзном съезде композиторов в Москве. По словам самого Мирзояна, исполнение Ханджяна (к сожалению, единственное), "отличалось не только высочайшим уровнем, но и своеобразием трактовки, в особенности 1-й, 2-й и 3-й частей. Никто так своеобразно не интерпретировал эту музыку, придавая ей подчас совершенно иной смысл, чем задумал автор. Так, во 2-й части была подчеркнута острота звучания и музыка неожиданно обрела характер гротеска. Очень сожалею, что это исполнение не было записано хотя бы по трансляции".

Впоследствии Симфония Мирзояна звучала в исполнении других дирижеров, в том числе и Арама Карабекяна.

Уверена, композитор по достоинству оценил бы и нынешнее исполнение своей симфонии, если б услышал ее в тот вечер в Доме камерной музыки. В исполнении маэстро Казаряна и Государственного камерного оркестра выделялось не только единство четко поставленных дирижером задач и их реализации. Более всего, может быть, привлекал живой ток музыки, эмоциональная сопряженность с аудиторией. Но эта вновь открытая для большинства слушателей музыка не оставила зал равнодушным.

И приятно, что несмотря на все сложности нашего беспокойного времени, музыка продолжает жить. И один из примеров служения ей - деятельность замечательного оркестра и его дирижера.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДУША ХУДОЖНИКА В ЕГО ИСКУССТВЕ
      2024-05-29 11:10

      Генриху МАМЯНУ-90 Секрет успеха - всегда загадка. Бывает, что художник, громко заявив о своем таланте, через какое-то время исчезает из поля зрения, оставив о себе лишь смутные воспоминания. Другие, на радость зрителям, остаются в центре внимания многие годы. К их числу относится уникальный график, живописец-монументалист, педагог, воспитавший не одно поколение художников, Генрих Мамян. В этом году замечательному мастеру исполнилось бы 90, а десять лет его уже не с нами, но он оставил богатое наследие, и в графике, особенно в области книжной иллюстрации, и в монументальной живописи.

    • ПРОСЛАВЛЕННАЯ ВЕРШИНА - КАК И АРАРАТ
      2024-05-21 09:21

      Шарлю АЗНАВУРУ - 100 лет ...Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Острый и одновременно печальный взгляд. Кажется, одни превратности судьбы, а не ясные лучезарные дни оставили след на его лице, в котором определенно есть что-то трагическое. Этот портрет великого Шарля Азнавура мне показал как-то замечательный художник Александр Баграмян, нарисовавший его не с натуры, а, как он рассказал, под сильным впечатлением от исполненной им песни. Тогда подумалось, как же должна быть исполнена песня, чтобы создать вот такой точный, психологически глубокий портрет!

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ