Последние новости

ГРОБОВЩИКИ ТЕАТРА ОТМЕНИЛИ "ГОЙ". НО ДОБИЛИ ЛИ?

"Почему борются во Вселенной муха и одуванчик?.. Для того, чтобы каждый, кто бьется за добрый лад, был смелым и милосердным, как мятежник. Для того, чтобы мы смели ответить на кощунство и ложь Сатаны. Какие страдания чрезмерны, если они позволяют сказать: "И мы страдали?", - написал когда-то классик...

 Утешение, конечно, так себе. Но Национальный экспериментальный художественный театр "Гой" им. А. Мазманяна имеет полное право сказать, что он был смелым по отношению к немилосердным и сумел ответить на кощунство и ложь Сатаны. И говорить о "Гое" в прошедшем времени очень не хочется, а хочется верить, что театр, в названии которого зашифровано бытие, продолжит свое существование.

И В ЭТО РЕАЛЬНО МОЖНО ВЕРИТЬ, ЕСЛИ ПАНОРАМИРОВАТЬ ТО, КАК ДЕРЖАЛСЯ "ГОЙ" на протяжении года позорного преследования. Кажется, никто не верил, что артистический коллектив проявит такую стойкость и останется верен своему слову идти до конца: коллектив вообще штука сложная, а борцовские качества, за редким исключением, - не самая характерная черта артистов. "Гой" защищал рубежи своего дома и право на самостоятельное свободное творчество геройски. Но еще осенью 20-го наши детские представления о том, что уверенность в правоте своего дела и готовность отстаивать свою правду всем суть гарантия победы, были уничтожены масштабно и страшно. Во взрослой реальной жизни это, оказывается, ни от чего не спасает...

19 февраля гробовщики от культуры постарались вбить последний гвоздь в уготовленный им "Гою" саркофаг.

Еще месяц назад нарисовавшийся в одночасье из воздуха калиф на час, новый директор театра Карен Симонян подписал все бумаги - легким движением пера отметивший в декабре 35-летие "Гой" прекратил свое существование, а его коллектив вместе с территорией театра влился в состав Национального Академического театра им. Г. Сундукяна. Незадолго до этого худрук театра Артур Саакян в эфире "168. am" сообщил, что новый директор лишил их адвоката права выступать от имени театра в суде... Что ж, Карену Симоняну с этим жить.

У гоевцев оставалась последняя надежда на то, что суд признает неправомочным правительственное решение об "оптимизации", и на судебное заседание они явились всем коллективом... Но учинители казни театра пошли другим, подробно просчитанным путем. Заседание оказалось просто спринтерским! Наверное, с правовой точки зрения тут комар носа и не подточит, но с нравственной, простите за смешное слово, позиции - от мерзости и цинизма происшедшего воротит с души. "Гоя"-то теперь де юре не существует, и представитель Национального театра, его правопреемника, просто сообшил суду, что у Сундукяновского театра подобного иска нет и не было. Параллельно Национальный экспериментальный художественный театр "Гой" им. А. Мазманяна немедленно исчез из госрегистра. Теперь 23 "отдельных", не являющихся юридическим лицом, не имеют возможности выступать в правовом поле единым фронтом человека - это...непонятно кто. Они, правда, попытались обратиться в суд с иском "отдельных", однако суд его отклонил... Занавес! И "бис" гробовщикам!

ПО ОКОНЧАНИИ СТРЕМИТЕЛЬНО-ОПЕРАТИВНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ сундукяновского театра Марат Атовян, отвечая на вопрос, снова запел старую песню. Мол, непонятно, почему "Гой" так реагирует - "так" это акция протеста прямо перед зданием суда - ведь и руководство Сундукяновского театра, и Министерство не раз гарантировали, что все войдут в штат главного театра страны и никто не останется безработным. Возможно, юрист искренне считает, что сохранение зарплаты - единственное, что волнует артиста...

"У нас есть свой дом, в котором нам тепло и хорошо. И мы хотим жить, работать, создавать спектакли в своем доме, в своих, кстати, не самых лучших с технической точки зрения условиях. Мы хотим иметь свое лицо и свой юридический статус - мы хотим быть собой", - так прокомментировал артистическую позицию ведущий актер "Гоя" и вообще звезда Самвел Топалян.

Можно было бы долго рассуждать о разности эстетических воззрений, вспоминать о том, что 35 лет назад "Гой" родился и обрел собственный почерк именно как "другое искусство". Но вместо культурологических экзерсисов лучше бросить взгляд в недалекое прошлое. Совершенно по той же матрице три года назад закрыли Музыкальный Камерный театр - с обещаниями сохранить коллектив и посулами лучших, много лучших условий, которые обеспечит ему Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна. Пароняновская администрация, правда, схватилась за голову - девать куда-либо коллектив в 45 человек укомплектованной Музкомедии было решительно некуда. В итоге театр Пароняна принял половину Музкамерного, остальных расфасовали по другим театрам. А с начала нынешнего года с большинством "расфасованных" артистов расторгли договора. Так оптимизация работает во взрослой реальной жизни...

У руководства "Гоя" возникла, было, идея зарегистрироваться как ООО, стать негосударственным независимым театром, а за свое, точнее, уже не свое помещение платить Сундукяновскому театру аренду. Но это, увы, из области фантастики. 3 миллиона арендной платы - сумма для независимого некоммерческого театра совершенно неподъемная. Да и представить, что гробовщики "Гоя", руководство МОНКС и Национального театра, предоставят такую возможность - наивный необоснованный оптимизм.

И все-таки говорить о "Гое" в прошедшем времени очень не хочется. Ведь не может прекратить свое существование театр со своим лицом и своей историей, в названии которого зашифровано бытие.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.

    • ПРАЗДНИК НЕБЛАГО-ДАРЕНИЯ - ХУДОЖНИКИ СКАЗАЛИ "НЕТ!"
      2024-05-06 14:20

      Плохая режиссура - залог провала спектакля, а уж если и кастинг неудачный... Песенка Винни-Пуха - "Вот горшок пустой, он никуда не денется. И потому горшок пустой гораздо выше ценится..." - в исполнении министра в том числе культуры Жанны Андреасян, которая, возможно, справилась бы с ролью маленького Пятачка, ну уж никак - с образом знаменитого медвежонка, потерпела полное фиаско!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ