Последние новости

ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"

Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить.

Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

- Полтора года без мэтра - как вы справляетесь?

- Действительно было очень тяжело. Сначала чисто эмоционально - все мы знали, что у Ваге Суреновича проблемы со здоровьем, но никто не допускал мысли, что его может не стать... Это была тяжелейшая потеря, и в первое время казалось, что выпрямить позвоночник - задача для театра сложнейшая, если только вообще выполнимая. Но, наверное, именно он и помог нам справиться. Мы ведь все помним, что призыв из его любимых "Трех сестер - "Надо жить!" - был его жизненным кредо. Театр сохранил этот завет и не утратил оптимистического взгляда на будущее. К чести назначенного после ухода Шахвердяна главным режиссером Саркиса Манукяна и наших актеров, нам удалось, если не быстро восстановиться, то, по крайней мере, собраться с силами. И первое, что мы сделали, завершили комедию "Женись и управляй женой" Бомонта и Флетчера, которую до последнего активно репетировал Шахвердян. В ней сохранился его почерк и вошло что-то новое.

 Конечно, это не такая постановка, как его последний спектакль "Страна родная". Я помню каждый момент репетиций! Спектакль, который говорит с каждым из нас о сегодняшнем времени - до мурашек! На перекрестках истории мы ищем отражение дня сегодняшнего, ищем ответы на свои многочисленные вопросы... Ваге Суренович дал эти ответы в своих спектаклях, которые мы будем стараться сохранить в репертуаре как можно дольше. В них мы черпаем силы для восстановления.

- Театр Шахвердяна был предметом местной гордости. Без него зритель ходит все также?

- Нет! И я уверена, что на это влияет не только фактор отсутствия Ваге Суреновича. Нам, в любом случае, грех жаловаться, но если проследить по цифрам посещаемость последних лет... В 19-ом году зрителя у нас было на три тысячи человек больше запланированного, о 20-ом говорить не будем, в 21-ом - более 19 тысяч. Еще в 22-м наблюдался не большой, но рост. А прошлый год зафиксировал спад. Мне кажется, что после 20-го года начался период, который мы прочувствовали не сразу и через который мы все проходим и сегодня, и это не может не отражаться на посещаемости театра. Но все рано ванадзорцы любят театр, а наш давний, постоянный и преданный зритель, как и прежде, в строю.

- Шахвердян годами ждал и так и не увидел начала капитального ремонта, в котором театр так нуждается. А вы-то хоть увидите? Или вопрос снят с повестки?

- Ни в коем случае! Это самая актуальная для нас повестка, и если не произойдет никаких очередных катаклизмов, ремонт начнется. У нас ведь во всем здании только крыша в нормальном состоянии - в 2017 году благотворительный фонд "Ташир" Самвела Карапетяна помог привести ее в достойный вид. А вообще ремонт так затянулся из-за того, что долго не утверждался проект - это ведь очень большая государственная инвестиция, и никаких неожиданностей в процессе ремонта допустить нельзя. Больше всего театр ждет этого шага!

- А какие конкретные шаги предпринимаете вы сами, чтобы театр Ванадзора не утратил былой славы?

- Мы - единственный государственный театр марза, и это, как говорится, обязывает. Стараемся делать очень разные спектакли для разной аудитории. На данном этапе началась работа над постановкой для самого маленького зрителя. В конце концов, детей надо с молодых ногтей привязать к театру, чтобы они стали теми взрослыми, которые понимают место и значение искусства и культуры.

 У нас всегда преобладал классический репертуар, и продолжать эту линию достаточно сложная задача - классика, интерпретированная актуально. Я считаю, что в любом случае это должны быть спектакли, которые воспитывают и просвещают зрителя - ведь именно образованности нам сегодня слишком очевидно не хватает. С нарушением определенного хода вещей, прежде казавшихся незыблемыми, мы сталкиваемся постоянно - в социуме, на работе, в школе, даже в семье. И это очень заметно по тому, как зритель реагирует по ходу спектакля. Так что, кроме хороших постановок, мы как театр должны суметь формировать культурную среду. Вот я поставила перед собой задачу увеличить количество семейных посещений театра - сегодня этого явно не хватает, а это важная вещь.

 А еще, на мой взгляд, нам сегодня явно не хватает спектаклей для молодежи. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы залатаем эту брешь и немного "облегчим" наш несколько тяжеловесно-серьезный репертуар. Ведь наша жизнь и без того слишком сложная - слишком много проблем. Театр должен выступать в качестве терапии.

- Сегодня на спектакле приглашенного режиссера Галуста Нерсисяна "Жанна д'Арк" на сцене довелось увидеть не одно незнакомое молодое лицо. У вас пополнение в труппе?

- Нет, это приглашенные артисты. Не скажу, что мы отдаем им предпочтение, но периодически приглашаем не только режиссеров, но и актеров. С позиций профессионального роста это очень полезно для наших артистов. Ну и, конечно, есть стремление презентовать нашему зрителю разный авторский почерк, разные школы. Сейчас вы посмотрели "Жанну дАрк" в постановке Галуста Нерсисяна, которую наш зритель очень полюбил. Недавно на нашей сцене выпустила премьеру живущая во Франции Сатен Хачатрян - это совсем иной, несколько "кинематографичный" спектакль, который также вызывает большой зрительский интерес. В этом сезоне у нас будут ставить ТЮЗ-овский режиссер Давид Арутюнян и Гаяне Барсегян, которая приедет из Америки. А к осени наш главреж Саркис Манукян собирается приступить к "Скотному двору" Оруэлла.

 Я рада, что привыкший к почерку Шахвердяна ванадзорский зритель с большим энтузиазмом принимает эти очень разные спектакли, а мы стараемся наращивать репертуарную мускулатуру. Следуем завету, который оставил нам Ваге Суренович: "Надо жить!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.