Последние новости

ЕРВАНД ЛАЛАЯН – УЧЕНЫЙ И ПАТРИОТ

В Пантеоне парка им.Комитаса, где захоронены видные деятели армянской культуры и науки, есть неприметное надгробие – без скульптурного изваяния и других ярких свидетельств почитания. Там написано: «Ерванд Лалаян 1864 - 1931».

О том, кто этот человек, удостоившийся чести покоится рядом с такими великими армянами, как Комитас, Ваграм Папазян, Яков Манандян, Арам Хачатурян и другие, в современной Армении, к сожалению, известно лишь в узких кругах представителей науки. Именно они и решили восполнить пробел и напомнить нашей общественности о неоценимой роли, которую сыграл Ерванд Лалаян в деле становления армянской этнографии, отечественной археологии и собирательства устного народного творчества.

 ЕРВАНД ЛАЛАЯН – УЧЕНЫЙ И ПАТРИОТПОВОД ДЛЯ РАЗГОВОРА О ЕРВАНДЕ ЛАЛАЯНЕ НЕ ЗАСТАВИЛ СЕБЯ ЖДАТЬ. 13 марта исполнилось 160 лет со дня рождения этого видного ученого, труды которого, созданные более века назад, до сих пор остаются путеводной звездой для армянских историков, этнографов, археологов, культурологов и специалистов смежных профессий. В этот день по инициативе руководителей и сотрудников Музея истории Армении, Института археологии и этнографии НАН РА, Ереванского государственного университета, Мемориального комплекса «Сардарапат» и Музея армянской этнографии состоялось посещение могилы Ерванда Лалаяна и церемония возложения цветов.

Как отметил директор Музея истории Армении Давид Погосян, Ерванд Лалаян – ученый с большой буквы, которого по праву называют основателем армянской научной этнографии. Он был не просто представителем интеллигенции своего времени, но и преданным сыном Отечества, посвятившим свою жизнь собиранию богатого историко-культурного наследия своего народа с целью его сохранения и развития науки.

«Для Музея истории Армении этот день знаменателен вдвойне: еще в годы Первой Республики Армения Ерванд Лалаян встал у истоков создания нашего музея и был назначен его руководителем сразу после открытия в советскую эпоху и возглавлял его до 1927 года, - сказал Давид Погосян. – Это лишь небольшая часть обширной деятельности Лалаяна. Он в одиночку проделал работу, посильную целым учреждениям, и внес огромный вклад в отечественную науку, жертвуя собственным благосостоянием».

По словам Давида Погосяна, Лалаян перевез в Ереван из Тифлиса свой этнографо-археологический музей и библиотеку, заложил основу будущего Музея истории Армении, не имея при этом жилья и вынужденно проводя дни и ночи рядом с музейными материалами. В Музее истории и сегодня  ощутимо присутствие его духа, заставляющего всех сотрудников нести ответственность за работу и продолжать быть верными миссии этого ученого. Именно благодаря преданному служению Ерванда Лалаяна своему делу сегодня в Армении создан ряд историко-культурных учреждений, развернувших деятельность по пути, проторенному этим прекрасным человеком и ученым.

Ерванда Лалаяна помнят и в Мемориальном комплексе «Сардарапат», где, как отметил директор комплекса Карен Пахлеванян, ощутимо его дыхание. 10 лет назад в связи с 150-летием Лалаяна один из залов переименован в честь этого ученого-этнографа, а также выпущена памятная медаль с его портретом, которая вручается за особые заслуги в сфере этнографии, музееведения, собирательства.

 ЕРВАНД ЛАЛАЯН – УЧЕНЫЙ И ПАТРИОТ«ГОВОРИТЬ О ЕРВАНДЕ ЛАЛАЯНЕ И ЛЕГКО, И СЛОЖНО. Легко, потому что те, кто пришел почтить его память, практически ежедневно используют в работе его труды и наследие, обретшие за прошедшие годы особую важность для исследователей. Сложно, так как мало кто знает о трепетном отношении самого Лалаяна к работе и тому богатому материалу, который он собирал по крупицам на протяжении всей своей жизни, чтобы сохранить самобытность и идентичность нашей нации», - отметил Карен Пахлеванян.

Он подчеркнул, что в период, предшествующий Геноциду армян, Ерванд Лалаян бросил Европу, где учился в университете Женевы, затем в Вене, Париже, Лондоне, и вернулся в другую часть родины всех армян – в Арцах, где два года преподавал в епархиальной школе Шуши и успел за короткое время вместе с единомышленниками - Мануком Абегяном, Торосом Тораманяном, Грачья Ачаряном, Лео, Степаном Лисицианом и др. инициировать создание Армянского этнографического общества, ставшего базой для современной этнографии и фольклористики. Лалаяном были основаны также периодическое издание «Этнографический сборник» и Этнографо-археологический музей (Тифлис, 1909 г.). В результате этих трех важных инициатив в Армении сформировалась научная этнография и смежные с ней дисциплины.

Основные работы Ерванда Лалаяна посвящены этнографии армянского народа и археологии Армении. Он занимался собиранием надписей на древних памятниках, произвел раскопки в Нахиджеване, сделав множество уникальных открытий, а в 1905, 1906 и 1908 гг. по поручению Московского археологического общества раскопал более 500 погребений у озера Севан. Он инициировал широкомасштабные раскопки в Шаруро-Даралагезском уезде, входящем в состав Эриваньской губернии, в Новом Баязете, Вардашене, на холмах в Шреше, недалеко от Эчмиадзина, и в Эйларе, близ Еревана и т.д. Ерванд Лалаян издал 3 фотоальбома, посвященные памятникам Вайоц Дзора, Васпуракана и Нового Баязета, с пояснениями на армянском, русском и французском языках. Это сделало доступной информацию о материальной культуре армянского народа широким кругам международной общественности. На труды Лалаяна и сегодня ссылаются ученые.

 ЕРВАНД ЛАЛАЯН – УЧЕНЫЙ И ПАТРИОТ«ЕРВАНД ЛАЛАЯН БЫЛ ТАКЖЕ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ТЕОРЕТИКОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, чья деятельность с использованием армянских материалов подняла отечественную этнографию на новый уровень развития, - заметил декан факультета истории ЕГУ Мхитар Габриелян. – Я уверен, что основанный им журнал «Этнографический сборник» стал первым шагом к созданию будущей Академии наук Армении. Мы, последователи Лалаяна, переняли от него нечто важное, ведь каждый его труд, текст, слово – это шаг к становлению ученого-этнографа, так как он учит любить и уважать людей науки и саму науку, поставленную на службу Родине и своему народу».

Директор Института археологии и этнографии НАН РА Арсен Бобохян обратил внимание собравшихся на факт захоронения Ерванда Лалаяна именно в Пантеоне, отметив, что в тот период руководство Советской Армении осознавало важность деятельности для страны и нации таких людей, как Лалаян.

«Будучи археологом по специальности, я каждый раз удивляюсь армянским ученым 1920-30-х гг., таким, как Ерванд Лалаян, Ашхарбек Калантар, Торос Тораманян и другим, которые, оставив в стороне личную жизнь, занимались своей страной, собиранием ее наследия и историко-культурных ценностей. Наша задача – сохранить и развить их достижения во имя упрочения нашей национальной идентичности. Наш институт занимается наследием Ерванда Лалаяна: переиздано 6 томов его трудов, редактируются остальные. Хочется быть уверенным, что дело Лалаяна останется не только в наших сердцах, но и будет жить в умах молодых специалистов, которым предстоит продолжить путь этого великого армянина и ученого».  

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВО ИМЯ РАЗВИТИЯ БЕРДАВАНА
      2024-05-21 10:07

      Община Бердаван Тавушского марза Армении переживает сегодня не лучшие времена. Расположенная на стыке армяно-грузино-азербайджанских границ, она может стать частично отрезанной от соседних армянских сел в связи с проводимой "бархатным правительством" демаркации в регионе. Тем не менее бердаванцы не опускают рук и продолжают улучшать качество жизни в общине. Тому свидетельство открывшийся здесь на днях Молодежно-культурный центр, названный է "Տա ուժ, Տա հույս, Տա լույս" ("Да будет сила, да будет надежда, да будет свет"). Инициатором создания этого очага культуры выступил гуманитарный фонд "Международный институт развития коммуникации", техническую поддержку в основании центра оказал благотворительный фонд "Бердаван".

    • О ПОЛИТИКЕ "АЛБАНИЗАЦИИ" И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ
      2024-05-21 09:30

      В Национальной Академии наук РА прошла рабочая встреча на тему "Алуанк и Армянская Алуанская церковь", собравшая ученых, много лет занимающихся вопросами Кавказской Албании. Мероприятие, вылившееся в научную дискуссию, было организовано Арцахской Епархией ААЦ и поддержано Институтом истории и востоковедения НАН РА. Инициатива Арцахской епархии не случайна и нацелена на разоблачение тезисов азербайджанских лжеисториков, искажающих богатое армянское историко-культурное наследие Арцаха и тем самым проталкивающих в мировой науке свое "албанское" (алуанское) происхождение. Чтобы подтвердить эту теорию и придать ей научную достоверность, "ученые" соседнего государства пытаются албанизировать все христианское наследие Арцаха, созданное нашими предками на протяжении долгих веков.

    • СТОЛИЦА ЦАРЕЙ БАГРАТУНИ РАСПАХНУЛА ДВЕРИ
      2024-05-20 11:44

      После длительных ремонтных работ и обновления коллекции в Музее истории Армении наконец открылись два основных зала - "Ани: прославленная столица царей Багратуни" и "Армения в Х-ХIV веках". В общей экспозиции представлены более 350 выставочных образцов из Ани и Двина, в их числе пюпитры, кадила, кресты, изделия из стекла и глины, найденная в Ани верхняя детская одежда из шелка, датируемая ХII-ХIII вв., макеты, а также памятники, некогда украшавшие монастырские комплексы Агарцин, Нораванк, Кечарис, Ованаванк, церкви в Мегри, территорию храма Гарни, и ныне хранящиеся в музее.

    • ГАДРУТСКАЯ "НАХШУН БАДЖИ" ЛАРИСА САРКИСЯН
      2024-05-18 11:52

      Наше такси свернуло с главной трассы, ведущей из Еревана к закоулкам Эчмиадзина. Еще пара поворотов и мы - я и четверо основательниц Культурно-молодежного центра "Дизак Арт" Еразик Айрян, Лианна Петросян, Гаяне Будагян и Кнара Багдасарян - остановились у небольшого одноэтажного дома на улице Пушкина, 2. Именно здесь и обосновалась после сентября 2023 года их соотечественница, знаменитая "Нахшун баджи" из Гадрута Лариса Саркисян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ