Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ АЛЕКСАНДРУ АРУТЮНЯНУ

В Ереване завершился международный фестиваль духовой музыки, посвященный Александру Арутюняну. Он прошел по инициативе руководителей Фонда содействия оперному искусству Карена Дургаряна (председатель) и Шмавона Григоряна (автор проекта, директор). Эта инициатива была подхвачена Министерством культуры РА и претворена в жизнь.

Шесть концертов, представленных вниманию наших слушателей, прошли на достойном уровне. В течение целой недели мы были во власти невероятной слитности и яркости звучания всех роскошных артистических сил. Потребность подобного фестиваля назрела давно, он был необходим, ибо в том, что мы услышали, было столько жизненной энергии, радости, света!

К ТОМУ ЖЕ ОБЯЗЫВАЛО ПОСВЯЩЕНИЕ. Весь фестиваль прошел под знаком Александра Арутюняна. Личности такого масштаба заслуживают, чтобы о них постоянно помнили. Его музыка занимает огромное место в современном музыкальном мире. Она вобрала в себя энергию родной земли, опыт долгой, насыщенной событиями жизни. Наверное, и должна быть такая вершина, от которой следует вести отсчет нашего искусства. Потому что без этого мы утеряем главное. Творческие завоевания Александра Арутюняна принадлежат всей нашей культуре. Он прочно занял место на вершине музыки XX века и шагнул в век нынешний. Овеянная ветрами и бурями эпохи, его музыка обращена к нам. Он нам дорог тем, что всем своим творчеством утверждал музыку больших переживаний, музыку огромной организующей силы, высокой поэтической взволнованности и напряжения. Пронизанная светом крупной личности, музыка Арутюняна позволила ему стать вровень с самыми выдающимися людьми эпохи, проникнуться мощью и целомудрием народной души.

Горячий интерес к музыке композитора был бы невозможен, не будь в его сочинениях, даже самых ранних, мощного творческого импульса, который он называл стремлением отразить жизнь и время. До конца своих дней во всех своих творениях, в каком бы жанре они ни были написаны, он оставался верен этому своему стремлению. Армянская музыка XX века крепла под его влиянием, возвращалась к тому строю чувств, которыми горел композитор и которым никогда не угаснуть в армянской музыке.

В течение более 70 лет он определял лицо национальной музыки, жил и творил, устремляясь вдаль путем разрешения противоречий, и на этой стезе возвеличивалась страна. Мир вслушивался в его музыку, и слушатели не скупились, когда требовалось занять место в партере, чтобы лучше видеть сидящего в зале композитора - художника особого индивидуального склада и стиля. Это была уникальная личность, приветливый и доброжелательный, порой вспыльчивый, но интересный собеседник, сохранивший в себя детство. И приходилось поражаться, как ему удалось прожить без малого век - безжалостный и циничный - и сохранить то, что дано было с рождения, впитано вместе с великой и безграничной музыкой.

 ИНТЕРЕС К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АРУТЮНЯНА ЗА РУБЕЖОМ ОГРОМЕН. Его издают в США, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Японии, Финляндии. Это свидетельство того, насколько важно и необходимо творчество нашего соотечественника и за рубежом. Он мог гордиться истинным созвездием исполнительских имен - дирижеров, хормейстеров, солистов, одно перечисление которых заняло бы более двух страниц. Глубоко национальный художник, патриот своего Отечества, Арутюнян в музыке был гражданином мира, и потому его творчество не знает границ. Об этом свидетельствует и нынешний международный фестиваль, привлекший внимание многих артистических сил мира.

Нынешний фестиваль охватил лишь одну из частей многогранного творческого наследия композитора - музыку, написанную для духовых инструментов. Исполнялись не только произведения армянского композитора. Масштабная программа шести концертов охватила также произведения западно-европейских авторов, созданных для духовых оркестров. Выбор сочинений был совсем не случаен: в программу вошло то, что, по мнению организаторов, было достаточно интересно в смысле поисков новых средств выразительности.

Почему были выбраны именно произведения для духовых инструментов? К сожалению, в нашем образовательном процессе есть некоторые проблемы. Знания большинства студентов не соответствуют тому уровню, который необходим сегодня. Поэтому единственный способ улучшить ситуацию - это организация фестивалей с участием многих звезд - исполнителей на духовых инструментах, проведение мастер-классов для артистов и студентов вузов. Традицию проведения подобных фестивалей необходимо продолжать, ибо это путь интеграции в мировой музыкальный процесс. Не секрет, что мы часто довольны собой от того, что не представляем, что на самом деле происходит в мировом музыкальном мире. И когда наши музыканты попадают за рубеж, они сталкиваются с массой проблем. По мнению организаторов фестиваля, необходимо показать, что сегодня происходит в мировом исполнительском искусстве. Главное - изменение сознания, особенно у молодых музыкантов. Есть проблемы у некоторых исполнителей на духовых инструментах не потому, что у нас нет отличных специалистов, а потому, что имеются проблемы застойного характера. Услышать качественную музыку в качественном исполнении не всегда получается. Поэтому нужны подобные акции.

Произведения Александра Арутюняна для духовых инструментов - высшая школа для многих поколений армянских композиторов, исполнителей, потому что такое соединение беспримерной творческой энергии, страсти, неповторимого таланта, горячего патриотизма, духа изобретательности, лирического пафоса в армянской музыке бывает не очень часто. А.Арутюняном написаны 9 концертов для оркестра и духовых инструментов, трио, квартеты, квинтеты... Тему с вариациями неоднократно исполняли солисты - трубачи и симфонические коллективы разных стран. Ноты изданы и имеются записи на пластинках и компакт- дисках, о чем подробно рассказала в своем вступительном слове заместитель директора Института искусств НАН РА, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения Анна Асатрян.

 Александр Арутюнян с дочерьюОЧЕНЬ ИЗВЕСТЕН В МИРЕ И КОНЦЕРТ ДЛЯ ТРОМБОНА С ОРКЕСТРОМ. Первым исполнителем стал известный швейцарский тромбонист Мишель Беке. Премьера состоялась в Швейцарии. Вскоре Концерт исполнил замечательный музыкант Бранимир Слокар в сопровождении Берлинского симфонического оркестра под управлением Лиона Шамбадала, неоднократно бывавшего и в Ереване.

А вот Рапсодия для трубы в сопровождении большого духового оркестра создана по заказу американской фирмы. А великолепный Концерт для тубы с оркестром, над которым композитор работал в Лондоне и завершил в Армении, написан по заказу известного издателя Жана Пьера - Матэ. Официальная премьера концерта состоялась лишь в 1995 году в г. Лахти (Финляндия) в исполнении солиста Гарри Лиделе, который через год приехал в Ереван и играл с филармоническим оркестром под управлением Микаела Аветисяна. Этот Концерт в Америке прозвучал в исполнении прекрасного тубиста Сэма Пилавяна, приславшего автору свою запись этого сочинения с Бостонским симфоническим оркестром. Он был включен в обязательную программу конкурса в г.Гебвиллере (Франция) и назван "апофеозом финала конкурса".

В рамках нынешнего международного фестиваля он прозвучал в исполнении нашего соотечественника, замечательного тубиста Ара Рубиняна, живущего ныне в Германии, и Государственного камерного оркестра под управлением опытного дирижера Карена Дургаряна. Поразительная встреча: исключительное мастерство, необыкновенная легкость и простота и еще многое, чему нет определений в музыке.

...Неуловимое движение губ - и музыка возникает буквально из воздуха. Едва различимый вначале, голос инструмента набирает мощь, заполняя собой помещение. Инструменту Рубиняна доступно все - от светлых мужественных мелодий до мрачных и зловещих. Великолепны и его монологи, которые звучат нежно, певуче и мягко. Интерпретация солиста и оркестра стилистически точна, своеобразна. Слушая Рубиняна, убеждаешься, что артист обладает сильно развитой врожденной интуицией: в его руках инструмент звучит чисто и профессионально. Нельзя было не заметить слитное звучание оркестра и тубы, ее гибкость и эмоциональную отзывчивость на малейшие детали импровизации, умение солиста погашать страсти и... одухотворенность - черта, как правило, не столь часто отличающая исполнителей на духовых инструментах. Весь концерт прозвучал на одном дыхании, и аудитория благодарила нашего гостя - искренне, признательно. Впрочем, на открытии фестиваля приятно поразило исполнение всей программы: Концерт для фагота и оркестра Н.Боренстейна - мировая премьера (солист - Диего Чене, фагот) в сопровождении Государственного камерного оркестра под управлением Ваана Мартиросяна. Премьера вызвала бурю восторгов в зале. Подлинным откровением было исполнение Концерта для английского рожка А.Фонегера (солисты - Мартин Фрутигер, английский рожок, Джесли Дальсанте, флейта и оркестр под управлением Ваана Мартиросяна).

Пронзительно тонко была исполнена Симфония для духовых инструментов и оркестра Моцарта. Исполнители - Мартин Фрутигер (гобой), Аветик Казарян (кларнет), Шмавон Григорян (фагот), Лионел Поинтет (валторна) и оркестр под управлением маэстро В.Мартиросяна.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В РАМКАХ ЭТОГО ФЕСТИВАЛЯ состоялся концерт в Малом зале им. Арно Бабаджаняна. Программа также изобиловала интересными сочинениями - "Трио" Александра Арутюняна для скрипки, кларнета и фортепиано в исполнении Армине, Гургена и Гаяне Какоянов, "Вальс" и "Танец сасунцев" Арутюняна, прозвучавший в исполнении Н.Погосяна (фагот), Геворга Аветисяна (флейта), Давида Гюламиряна (кларнет) и Лики Закарян (фортепиано). Духовой квинтет Д.Лигетти и В.Килар был исполнен замечательными артистами, подлинными мастерами: Мао Гожата Вигота (фагот), Томаш Сова (кларнет), Моника Фронтджак (флейта), Дамиен Швист (гобой), Конрад Голде (валторна). Секстет для фортепиано и духовых инструментов Ф.Пуленка исполнили Сирануш Арутюнян (фортепиано), Акоп Гаспарян (гобой), Агата Играс (флейта), Гая Гайбаци (кларнет), Эуджинио Гоерца (валторна) и Виген Арутюнян (фагот).

Следующие концерты с такими же насыщенными, яркими программами прошли в других залах - Музея-института им. Комитаса, Дома-музея им. А.Хачатуряна и в Центре искусств "Нарекаци".Те, кто побывал на концертах этого необычного фестиваля, знают, что каждый из них имел свою окраску, как драгоценный камень, тем более что гастроли звезд огранены атмосферой таких музыкальных стран, как Германия, Италия, Франция, Швейцария... И надо сказать, напор эмоций делал свое дело: зал взрывался аплодисментами после каждого яркого выступления. Подобный фестиваль, разумеется, станет традиционным.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ПРИЗАМИ ИЗ БАТУМИ
      2019-07-29 14:15

      Недавно группа юных армянских певцов вернулась из Батуми, куда отправилась для участия в Международном конкурсе-фестивале искусств и культуры "Супер Стар-2019". Все четверо участников от Армении удостоились наград, выиграв два первых и два вторых приза. В Батуми наших певцов ожидал сюрприз: оказавшись в числе победителей, они получили приглашение на два других батумских конкурса, где также добились успехов.

    • В Ереване проходит Международный музыкальный конкурс им. Хачатуряна
      2019-06-07 11:08

      Юбилейный XV международный музыкальный конкурс имени Арама Хачатуряна с участием 30 пианистов из 12 стран проходит в Ереване.

    • 30 ЛЕТ НА СЦЕНЕ "НОВЫЕ ИМЕНА"
      2019-05-29 13:19

      1 июня, в Международный день защиты детей, распахнет свои двери IX Международный фестиваль юных исполнителей "Новые имена".

    • ПОСВЯЩЕНИЕ ДНЮ ЕВРОПЫ
      2019-05-27 12:14

      В рамках ежегодного праздника "День Европы" в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна прошел концерт Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. В программе - самое грандиозное сочинение Бетховена: Девятая симфония, завершившая не только творчество , но и жизнь титана музыки.