Последние новости

ВСЕ СРОКИ ВЫШЛИ

Армянские церкви в Грузии нуждаются в реконструкции

Вторая книга из серии "Армянские церкви Тифлиса" посвящена историографии церквей Шамкорецоц Сурб Аствацацин (или церковь Красного Евангелия) и Ереванцоц Сурб Минас.

В Тифлисе на протяжении веков действовало порядка 40 армянских храмов, до советского периода действующими оставались 25 церквей. На сегодня же в Тбилиси действуют две армянские церкви - Эчмиадзнецоц Сурб Геворг и Первопрестольный Сурб Катогике.

 Армянские церкви в Грузии нуждаются в реконструкцииВЫШЕЛ В СВЕТ ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ ИЗ СЕРИИ "АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ ТИФЛИСА". В книге на 809 страницах детально представлена история двух армянских церквей Шамкорецоц Сурб Аствацацин (или церковь Красного Евангелия) и Ереванцоц Сурб Минас. Напомним, что первая книга многотомного издания была посвящена истории двух известных армянских церквей в Грузии - Могнийской Сурб Геворг (Святого Георгия) и Сурб Ншан (Святого Знамения). Второй том также опубликован издательским отделом Первопрестольного Святого Эчмиадзина с аннотацией и благословением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго. В общей сложности планируется издать 25 томов об участи армянских церквей на территории Грузии.

Как рассказывает автор книги, научный работник Научно-исследовательского центра по историческому и культурному наследию при Министерстве культуры РА Армен АСАТРЯН, в приложении впервые публикуются более 120 архивных документов из Матенадарана и Национального архива Армении, а также оригинальные произведения, газеты досоветской эпохи, старые и новые фотографии и т.д.

В данной работе подробно представлена история обеих церквей и их приходских школ, деятельность духовенства, архитектурные, экономические данные, имущественные списки и другие исторические факты.

Эти церкви расположены в Тбилиси на левом берегу реки Куры, в квартале Авлабар, где проживают армяне. Название "Авлабар" происходит от двух арабско-персидских слов: "хавали" (окрестности) и "бор" (крепость, замок, дворец). Действительно, Авлабар раньше был древней неприступной крепостью неподалеку от Тифлиса. Армяне жили здесь с древних времен, но большая их часть была депортирована из Араратской долины и Северного Арцаха грузинским царем Ираклием. Тот факт, что Авлабар был населен в основном армянами, также был засвидетельствован в путевых заметках сэра Роберта Кера Портера (1817-1820 годы). В начале XIX века преподобный Гукас Инчичян писал о мононациональной армянской общине в Авлабаре. К 1910 году там наcчитывалось до 40 тысяч армян, а в 1913 году уже проживало около 50 тысяч армян.

В АВЛАБАРЕ ШАМКОРЕЦОЦ БЫЛ ГЛАВНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ОСНОВАННОЙ В 1775 ГОДУ Шамкорским приходом и их викарием Казаром Тер-Казарянцем, а в 1809 году, в 1840-х и 1880-х годах церковь подверглась основательной реконструкции. Это было здание высотой около 40 метров, самое высокое среди 25 действующих армянских церквей в Тбилиси. В 1760-х годах в Авлабарском районе в основном селились армянские семьи, перемещенные из города Шамкора, поэтому квартал был также назван Шамкорецоц. Исторические данные подтверждают, что грузинский царь Ираклий депортировал в Авлабар также часть армянского населения провинции Гандзак.

Церковь Сурб Минаса была основана в 1790 году и основательно реконструировалась дважды: в 1811 и 1880-1882 гг. на средства паствы, и освящена в 1883 году. После установления Советской власти в Грузии в результате антирелигиозной политики правительства в 1934 году церкви Шамкорецоц и Сурб Минас были закрыты наряду с другими армянскими церквами. В 1970-х годах церковь Шамкорецоц использовалась как склад, в 1980 году - в качестве мастерской грузинских художников, а церковь Сурб Минас служила помещением для швейной мастерской.

14 апреля 1989 года церковь Шамкорецоц была уничтожена, по словам грузинских властей, землетрясением, которое произошло накануне в Тбилиси. Но очевидцы свидетельствуют, что власти начали сносить церковь с особой целью. В 2004 году епископ Армянской епархии в Грузии Вазген Мирзаханян предложил грузинским властям прежде всего возвести стену вокруг церкви, а затем построить приход, прикрепленный к епархии, чтобы сохранить руины армянской церкви Шамкорецоц. Но идею не поддержали, а в окрестностях была поспешно построена грузинская средняя школа.

Позже, 20 ноября 2009 г., в Святейшем Эчмиадзине Католикос Всех Армян Гарегин II провел заседание Верховного духовного совета, на котором затрагивался вопрос обрушения Могнийской церкви Сурб Геворг в Армянской епархии, а также обсуждалось будущее Шамкорецоц и церкви Сурб Минас. Напомним, что церковь Сурб Геворг разрушилась в 2009 году, а в 2012 году пожар, возникший в помещении церкви Сурб Ншан, уничтожил уникальную настенную роспись XVIII-XIX веков. При невыясненных обстоятельствах 3 и 7 января 2012 года вспыхнули еще два пожара, вследствие которых обвалилась часть здания (подробнее см. в публикации "Первая из серии "Армянские церкви Тифлиса", "ГА" от 18.10. 2016 г.).

 Армянские церкви в Грузии нуждаются в реконструкцииВЕРХОВНЫЙ ДУХОВНЫЙ СОВЕТ ПРИЗВАЛ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ И ГРУЗИНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ незамедлительно принять меры по признанию статуса юридического лица Армянской епархии Грузии и возвращению армянских церквей в Грузии Армянской епархии с тем, чтобы обеспечить нормальные условия для национальной, религиозной жизни и безопасности святынь армянской церкви. В настоящее время Шамкорецоц Сурб Аствацацин полуразрушена и ожидает реконструкции, после чего церковь надлежит возвратить ее истинному владельцу - армянской общине Авлабара. Эта великолепная церковь была не только гордостью армянской общины, но и всего старого Тбилиси. В этом смысле ее восстановление и возвращение в Армянскую Апостольскую Церковь является делом чести для грузинских властей.

Власти дружественной нам страны также не предпринимали никаких шагов для сохранения церкви Сурб Минас, и из-за обильных дождей она обрушилась 19 сентября 2014 года. Через несколько дней, 23 сентября, заместитель министра культуры Армении Арев Самуэлян побывала в Тбилиси с рабочим визитом, посетила церковь Сурб Минас с руководителями Национального агентства охраны наследия Министерства культуры Грузии и ознакомилась с ситуацией на месте. После двусторонних обсуждений было достигнуто соглашение, в связи с чем Министерство культуры Грузии и Тбилисский городской совет обязались в ближайшее время выполнить работы по очистке церкви, оценке степени ее разрушения и предоставить проект по защите и реконструкции церкви. Однако ничего не изменилось, и церковь Сурб Минас остается в руинах. Обеспокоенный ситуацией, лидер Армянской епархии Грузии епископ Вазген Мирзаханян направил в адрес грузинских властей многочисленные письма, чтобы решить эту проблему.

- Приведенные исторические материалы еще раз доказывают, что церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин и церковь Ереванцоц Сурб Минаса являются исключительно армянскими памятниками культуры и никогда не принадлежали Грузинской Православной Церкви, - подчеркивает автор книги. - Эти церкви были гордостью армянской общины, с освященными молитвенными местами, двери которых были открыты для их прихожан в течение двух столетий. Сегодня, согбенные и полуразрушенные, они ожидают восстановления, надлежащего ухода и своего неизбежного возвращения армянской общине и приходу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖЕНЩИНЫ ТРЕБУЮТ ОТСТАВКИ ПАШИНЯНА
      2024-05-07 10:35

      Женщины Армении и Арцаха, представляющие ряд общественных организаций и движений по защите материнства, 6 мая текущего года обратились с письмом в аппарат правительства Армении с требованием отставки Никола Пашиняна.

    • "ГДЕ ТВОЯ РОДИНА, ПАШИНЯН?"
      2024-05-02 10:44

      "Порядка 10 тысяч школьников в Азербайджане приняло участие в олимпиаде на тему "Западный Азербайджан" (этим термином в соседней республике называют суверенную территорию Армении", - сообщает в своем Телеграм-канале политолог Эдгар Элбакян.  В то время, как в Азербайджане проводятся олимпиады для старшеклассников на тему "Западный Азербайджан", действующая власть независимой Армении из кожи вон лезет, чтобы донести до школьников приграничья (в столице на агитацию "бархатного вождя" молодежь больше не поддается) идеи новой трактовки истории.

    • ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
      2024-04-26 11:42

      В беседе с корреспондентом "ГА" депутат НС Лилит Галстян отметила стихийно растущее в обществе протестное движение.  Последние несколько дней повсеместно в столице и марзах проходят стихийные акции протеста, которые подавляются спецподразделениями полицейских с нарушениями прав человека.

    • КАРАТЕЛЬ ДЖЕМАЛЯ-ПАШИ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ АРТАШЕС ГЕВОРГЯН
      2024-04-23 11:35

      Возлагая цветы к мемориалу участникам операции "Немезис", воздвигнутому год назад в Ереване, семья Геворкян и другие потомки выходцев из селения Хоторджур (Западная Армения, Эрзрум), наконец, смогут почтить память родных. Ведь место захоронения Национального героя армянского народа Арташеса Геворгяна семье неизвестно до сих пор.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВ ЛЖИВЫХ ОБЕЩАНИЙ И МАНИПУЛЯЦИЙ
      2024-05-06 14:25

      Спикер парламента Армении Ален Симонян официально заявил, что Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина. Хотя в церемонии инаугурации выставляющего Армении условия президента Турции, страны не отрицающей своего участия в 44-дневной войне, армянский премьер принял участие не только с радостью, но и с подарком для Реджепа Эрдогана. В принципе, спикер мог бы ничего и не говорить, не только потому, что участие Пашиняна в этом мероприятии было бы верхом лицемерия, но еще и потому, что ранее уже было заявлено, что 7 мая Никол Пашинян проводит очередную пресс-конференцию.

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. 

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.