В МОСКВЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «МАНЮНЯ» ПО ПОВЕСТИ НАРИНЭ АБГАРЯН
В Российском молодежном академическом театре (РАМТ) 28 мая состоялась премьера спектакля «Манюня». Одноименную повесть писательницы Наринэ Абгарян на театральную сцену перенесла Рузанна Мовсесян, а главные роли сыграли актрисы Анна Дворжецкая и Анна Ковалева.
О ПОВЕСТИ для детей, ставшей недетским спектаклем, любви к Наринэ Абгарян и ностальгии по недавнему прошлому рассказали режиссер и исполнители главных ролей.
Повесть «Манюня» автобиографическая. В ней Наринэ Абгарян вспоминает хулиганское детство, проведенное в маленьком армянском провинциальном городке Берде, больше похожем на деревню. Постоянной участницей веселых проделок будущей писательницы была ее лучшая подруга Манюня.
В начале 1990-х выпускница Ереванского государственного лингвистического университета Наринэ Абгарян переехала в Москву. Здесь ей пришлось работать бухгалтером. Понимая, что ее призвание в другом, она мечтала о писательской карьере.
Первые тексты про советское детство Абгарян публиковала в своем интернет-дневнике. Многообещающего автора заметила писательница Лара Галль — и направила в издательство. Первый тираж «Манюни» читатели смели с полок книжных магазинов. В 2010 году повесть попала в лонг-лист «Большой книги» и получила премию «Рукопись года».
Первый успех воодушевил: у истории про двух девочек появились два продолжения. К этому времени с нелюбимой работы Наринэ ушла. И занялась текстами вплотную – сочиняла даже в пробках.
После «Манюни» Наринэ Абгарян написала книгу «Шоколадный дедушка» (в соавторстве с детским писателем Владимиром Постниковым), а также роман «С неба упали три яблока», за который в 2016 году получила премию «Ясная Поляна» в номинации «XXI век».
«“Манюня” уникальна тем, что дарит свет. Я знакома с Наринэ Абгарян, читала все ее книги. “Манюню” прочла последней, но еще до этого была наслышана о ней, знала обо всем ажиотаже, связанном с ней», – рассказывает режиссер Рузанна Мовсесян, поставившая дебютную повесть писательницы на сцене РАМТа. До этого в Москве «Манюню» не ставили. Столицу опередили Самарский театр юного зрителя (в 2015 году) и Омский ТЮЗ (в 2016-м).
Спектакль начинается со знакомства двух главных героинь. Во время выступления пионерского хора разваливается лавочка, на которой стоят дети, и Манюня падает на Наринэ: «Встань с меня!» – «Не могу. Я описалась». С этого диалога начинаются незабываемые совместные приключения: девочки портят газовую колонку, когда решают набрать ванну, чтобы утопить в ней вшей, или по просьбе Манюни ломают ей нос, чтобы у нее появился «красивый орлиный профиль».
По словам режиссера, из всей книги выбрать только несколько эпизодов было очень сложно. Изначально Рузанна Мовсесян, поставившая в РАМТе «Кролика Эдварда» по сказке Кейт ДиКамилло и «Лелю и Миньку» по рассказам Михаила Зощенко, планировала создать еще один спектакль для детей, но вскоре изменила решение. «Манюня» — это ностальгическая постановка для взрослых, детство которых пришлось на семидесятые и восьмидесятые.
«ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ как объяснение в любви тем людям, из которых ты вырастаешь, всему миру, откуда ты родом», – говорит режиссер.
За проделками девочек наблюдает грозная, но очень добрая Манюнина бабушка Роза, или попросту Ба. Бойкую героиню с характерным армянским акцентом сыграла заслуженная артистка России Нина Дворжецкая. Для нее эта роль стала объяснением любви к писательнице, которая напомнила о времени, в котором было много хорошего.
«Можно было выпустить ребенка гулять и знать, что если ты не успеешь, то его накормят соседи. Двери не закрывались, кодовых замков не было. И это было принято, особенно в провинции. Да и в Москве до какого-то времени было так же: мы знали всех соседей, со всеми всегда общались», – вспоминает актриса.
Армянского колорита, напоминающего о Берде, в спектакле много. Трехъярусную конструкцию на сцене превращают то в тропинку где-то высоко в горах, то в гостеприимное жилище – с помощью ковров с узором, тех самых, которые когда-то висели в каждом доме. Рузанна Мовсесян вводит в спектакль и веселых ведущих армянского радио – главного персонажа позднесоветских анекдотов. Дикторы с юмором комментируют проделки Наринэ и Манюни, а иногда и по-доброму подначивают их.
Все, что происходит на сцене, видела и одобрила сама Наринэ Абгарян. Подружилась она и с актерами. Ее саму сыграла Анна Дворжецкая, а Манюню – Анна Ковалева.
«Практически все актеры, которые участвуют в спектакле, были невероятными поклонниками “Манюни” еще до того, как мы начали работать. Для каждого книга прозвучала по-своему, каждый чувствовал по-разному, и у каждого было свое представление. Трудно было искать какое-то общее понимание. Но результат получился хорошим», – говорит Рузанна Мовсесян.
По словам Анны Ковалевой, она влюбилась в книгу с первого взгляда. Ей было интересно попробовать сыграть десятилетнюю девочку, снова почувствовать себя ребенком.
«Честно говоря, в процессе репетиции мы задавались вопросом, почему книга называется “Манюня”, потому что все равно Наринэ говорит обо всех людях, которые были в ее детстве. Но я думаю, что именно Манюня была аккумулятором всего того, что происходило с Наринэ. Это фатальный образ, и игры у них были сумасшедшие. Она главный персонаж, который Абгарян хранит в своем сердце всю жизнь. Такой друг очень важен, у меня он тоже был», – рассказала актриса.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-31 19:50
Члены фан-движения Red Eagles выбежали на поле во время матча АПЛ между "Алашкертом" и "Вест Арменией" с требованием отставки президента Федерации футбола Армена Меликбекяна.
-
2024-10-31 19:45
Состоялось заседание Клуба адвокатов, на котором обсуждены события, касающиеся закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Армении» (далее - Закон). Об этом Новости Армении – NEWS.am сообщили в Палате адвокатов РА.
-
2024-10-31 19:40
В суде общей юрисдикции Еревана сегодня, 31 октября, на заседании под председательством судьи Карена Фархояна по делу депутата парламентской фракции «Армения» Левона Кочаряна и секретаря федерации триатлона Армении Сергея Асатурова допрашивается служащий спецназа «красные береты», который подверг приводу Левона Кочаряна, но теперь получил статус потерпевшего.
-
2024-10-31 19:36
Армения и Азербайджан добились серьезного прогресса в переговорах по мирному соглашению, и главным препятствием остается Конституция страны, заявил в ходе телефонного разговора с госминистром Великобритании по делам Европы, Северной Америки и заморских территорий Стивеном Даути глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…