Последние новости

МИНФИН - СЕР, НО АРТ-МИР - СЕД

На днях в Национальном Собрании состоялась встреча, инициированная постоянной комиссией НС по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта, объединившая в едином порыве урегулирования законодательного поля в сфере культуры депутатов, юристов и деятелей этой самой культуры. Факт сам по себе внушающий оптимизм, но еще и симптоматичный, позволяющий делать кой-какие выводы и прогнозы.

"СТРАХ, Цезония, это прекрасное чувство: без примесей, чистое, бескорыстное, животное чувство!" - так рассуждал Калигула в великой пьесе Альбера Камю. Вот именно! Вообще-то о стертой кнопке dilate Назени Гарибян пора забыть, но не получается. Все больше крепнет убеждение, что бывшая глава культурного ведомства вместе с уничтожением многих нервных клеток арт-деятелей принесла и много пользы. Заставила этих самых деятелей не только объединиться, но и вспомнить о том, что они артисты, у них есть право на творчество, достоинство и право это достоинство отстаивать. Урок под названием "Гарибян" артистам пошел на пользу не только в моральном смысле - их явно услышали и явно перетрусили. Даже поняли, что  путь комиссара Назени ведет в тупик и вообще с этими, сложно классифицируемыми артистами-художниками лучше не связываться.

Справедливости ради следует отметить, что решение о введении поправок в некоторые законы, пересекающиеся с культурой, возникло до пика кризиса культурной власти. За это дело взялся председатель соответствующей комиссии Национального Собрания Мхитар Айрапетян, прославившийся тем, что в бытность министром диаспоры по собственной инициативе встретился с Арменом Ашотяном перед поездкой на Парламентскую ассамблею Евронеста. И реформаторский мир не без вменяемых людей. Но, так или иначе, такого поворота на 180 градусов не ожидал никто! Не просто другие лица, но и другое выражение лица.

Это к тому, что на встречу в парламенте с деятелями культуры  для обсуждения насущных проблем от Минфина прибыл не министр Атом Джанджугазян, не только смело судящий об искусстве, как бухгалтер о бухгалтерии, и успевший на нескольких предыдущих встречах вогнать артистов в уныние и ужас. Приехал начальник управления Сергей Шахназарян, который на фоне министра - милый, милый! Но и не это главное.

ПОЗИЦИЮ Минфина по отношению к культуре один не в меру остроумный арт-деятель иллюстрировал анекдотом о Ходже Насреддине, который, прежде чем отправить дочь за водой, усердно ее бьет -  вдруг она разобьет кувшин.  "Так не разбила же!" - "Разобьет, будет поздно!"  В общем, априори ясно, что все воры и коррупционеры и общаться с ними надо, как с рецидивистами.  А тут вдруг  Сергей Шахназарян озадачил присутствующих - Министерство открыто для диалога и сотрудничества, поднимаемые вопросы обязательно найдут отклик. А ведь еще совсем недавно арт-деятелям объясняли, что им в любом случае надо поумерить свои желания и искать компромиссы, потому что Минфин - наше все.

"Мне кажется, здесь нет почвы для компромисса, поскольку мы не противоборствующие стороны, у нас одна цель. Вы хотите, чтобы закупки были прозрачны и в рамках закона - мы тоже этого хотим. Мы хотим, чтобы все действующие законы и подзаконные акты  способствовали развитию области и выдаче качественного продукта. Думаю, вы тоже заинтересованы в том, чтобы деньги, которые выдает Министерство финансов, способствовали созданию качественного продукта. Я не вижу здесь противоречия, никакого конфликта интересов", - заявил на встрече главный инициатор изменений в законах Рубен Бабаян. С тем, чего хотят деятели культуры, все ясно. С тем, чего хочет Минфин, в принципе - тоже. Но Бабаян - дипломат, а те, кто решает вопросы, уже поняли, что повторить путь Назени Гарибян им не хочется.  

На повестке дня проблемы, касающиеся преобразования  системы приобретения музейных экспонатов, реставрации памятников,  авторских прав. Отдельный и на данном этапе самый животрепещущий блок - вопросы, касающиеся позиций действующего закона в категориях "срочная закупка",  "установленный порог базовой единицы",  "техническая характеристика закупок с творческой составляющей" и прочее. Если перевести на человеческий язык -  что делать, если в музее прорвало трубу? Звать сантехника или пускай хлещет месяц-другой, пока напишем все бумажки и получим разрешение?  Если перед спектаклем перегорела лампочка  в прожекторе, отменять спектакль  или бежать и покупать несанкционированную новую?  Наконец, что важнее, смогут ли режиссеры позволить себе заказывать уникальные декорации  у единственного проверенного поставщика или вынуждены будут обивать пороги складов готовой продукции с перспективой получить низкокачественный реквизит?  В представлении министра финансов все подобные вопросы высосаны из пальца и преследуют единственную цель: украсть у государства. В представлении тех, чья фантазия работает шире бухгалтерии, это проблемы насущные, вяжущие по рукам и ногам и перекрывающие всяческую перспективу нормальной работы и творчества. 

ВСТРЕЧА в Национальном Собрании завершилась договоренностью  о создании рабочей группы, в которую войдут люди из Министерства финансов, Министерства науки, культуры и прочего, юристы и представители "заинтересованных организаций". Им вменяется тщательно и скрупулезно поработать над каждым пунктом планирующихся изменений в Законе о госзакупках. 

Что внушает оптимизм, так это скромность масштаба задачи. У такого - не в пример громадью планов - всегда больше шансов на реализацию. В любом случае, смена лиц и их выражение заставили деятелей культуры вздохнуть посвободнее. А тут еще новый замминистра по вопросам культуры заявил, что он не может быть начальником ни для какого артиста и воспринимает себя представителем арт-деятелей в правительстве и готов защищать их интересы. 

Словом, творческий народ вздохнул и даже выдохнул, но обольщаться не стал. Министр финансов - сер, а арт-мир - сед. А тут еще учреждения культуры получили очередную нетленку из инстанций, в которой пока разбираются юристы, но из-за которой, кажется, проглядывается очередная фига за спиной в одночасье ставшего улыбчивым Минфина. Глаза и душа, может, и страшатся, но руки-то делают! Так что расслабляться поверившие в свою силу деятели культуры не собираются.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОГДА ПРЕУМНОЖАЕТСЯ НАША ЛЮБОВЬ, СОКРАЩАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ..."
      2024-05-20 12:10

      "Господу нашему было достаточно всего 12 учеников, чтобы изменить мир...", - заметил Архиепископ Баграт Но на встречу Высокопреосвященнейшего Баграта с деятелями культуры людей творчества собралось во многие разы больше, людей, готовых стать апостолами веры, имя которой "Армянин, Родина и Бог".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - НАШЕСТВИЕ
      2023-09-06 10:39

      Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.