Последние новости

"В ТЕАТРЕ, КАК В СПЕКТАКЛЕ, НУЖНА ПАУЗА"

Грядущий сезон Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна посвящает памяти Ерванда Казанчяна - человека, который почти 30 лет пролагал его курс сквозь штормы и бури. Теперь - без него. И все ох как непросто. Тем не менее директор театра Каро ШАХБАЗЯН надеется, что Пароняновскому театру удастся преодолеть кризис и пройти между всех подводных рифов.

- Ваш театр остался не просто без худрука - без лидера. На днях у вас было собрание, призванное наметить дальнейший курс. Что решили?

- В течение 29 лет собрания коллектива перед открытием сезона проводил Ерванд Казанчян. Теперь, когда его не стало, мы собрались, чтобы определиться со своими дальнейшими задачами и программами. Спектакли этого театра, все его достижения, вся его жизнь пронизаны духом Ерванда Хачатуровича, которому мы всем обязаны. Поэтому - и это мое личное глубокое убеждение - нам нужна небольшая пауза. Я многократно озвучивал свою позицию - театрам, во всяком случае большим, необходим художественный руководитель. А наш худрук - хотя принято считать, что незаменимых не бывает, - я считаю, что он был незаменимым человеком. И сразу думать о новом руководителе - пусть даже о самом лучшем режиссере в мире… Это очевидно вызовет большое напряжение внутри театра. Поэтому я решил, что, по крайней мере до конца года, мы будем работать и реализовывать те проекты, которые он не успел осуществить. По сей день, когда произносишь имя Хачатуровича, у многих глаза наполняются слезами. Повторяю, кто бы ни пришел, это будет воспринято очень болезненно, и излишняя торопливость в этом вопросе наверняка создаст очаг напряжения.

- Подозреваю, что очаг напряжения внутри уже тлеет. Да и снаружи - Пароняновский театр такой лакомый кусок! Думаешь, удастся избежать очередного скандала в театральном семействе?

- По крайней мере я приложу к этому все усилия. Действительно, на примере нескольких театров мы убедились, к какому коллапсу приводят резкие шаги в этом направлении. Скоро два года, как ушел Александр Самсонович Григорян, а в Русском театре не снижается напряжение. Я сделаю все, чтобы избежать повторения подобной ситуации в нашем театре. Эти интриги, кучкование по разным лагерям, собрания, подметные письма и прочее - это путь в никуда. В жизни театра, как и в спектакле, нужна пауза. Я надеюсь, что за три-четыре месяца мы смиримся с утратой и поймем, каким путем и с кем нам предстоит двигаться дальше.

- Но ведь кто-то должен заниматься творческим процессом, особенно в том случае, когда директор - чистый хозяйственник.

- Слава богу, в нашем театре, не в пример многим другим, есть главный режиссер в лице Акопа Казанчяна. Мы с ним уже обговорили ближайшие планы. Ерванд Казанчян в течение многих лет мечтал об открытии в этом театре малой сцены. Уже несколько лет, как государство сделало нам такой подарок, и его мечта осуществилась. В ближайшее время - надо только определиться с точным названием этого сценического пространства - мы хотим присвоить этой площадке имя Ерванда Казанчяна. Памяти Ерванда Казанчяна будет посвящен и наш театральный сезон. Конечно, есть множество текущих творческих вопросов, вводы в спектакли - наши молодые и уже активно играющие актеры призваны в армию. Всем этим займется Акоп.

На собрании мы решили сформировать художественный совет. Он был в театре и раньше, но ни для кого не секрет, что при наличии настоящего лидера функция совета достаточно декоративна. Теперь я предложил создать худсовет из профессионалов разных театральных сфер: драматурги, художники, режиссеры. Наш главный режиссер будет руководить этим советом. Сам я в него не войду, поскольку, на мой взгляд, директор не должен входить в состав совета, но реализовывать поставленные им художественные задачи. Выбор пьес, приглашение режиссеров… Раньше это делал Хачатурович - но это был Ерванд Казанчян! На этом этапе мне бы не хотелось, чтобы кто-то принимал единоличные решения.

- Но за коллективные решения в конечном итоге никто не несет ответственности. Театр, как известно, место диктатуры. И можно не сомневаться, что в отсутствие лидера очень многие шашки прыгнут в дамки и начнут качать права.

- Ну уже сейчас начали раздаваться голоса - как многое у нас нехорошо и неправильно! Я говорю: ладно, принял, но ты можешь предложить что-то лучшее? При условии, что это лучшее можно реально осуществить. Как правило, на этом разговор завершается. Теперь, естественно, в худсовете будет актерское представительство, так что люди смогут предлагать и высказываться. Конечно, в него войдет и главный дирижер - мы все-таки музыкальный театр. У нас давно нет главного художника. Теперь мы будем его искать. Если раньше приглашенный режиссер приходил со своим художником, последнее слово опять же оставалось за Ервандом Казанчяном. Теперь нужен профессионал. Работая в таком формате, я надеюсь, мы поймем, кто сможет руководить нами после Казанчяна.

- По закону художественного руководителя театра назначает директор. Принято считать, что теперь министерство в это дело не вмешивается - здесь смайлик. Уже сейчас ходят разговоры - есть люди, считающие, что отшагали свое право руководить большим театром с самым лучшим в городе месторасположением, Шахбазяну прикажут - куда он денется? С другой стороны, ты любишь повторять, что главный человек в театре не директор, а худрук. Теперь вопрос - ты готов через какое-то время взять на себя ответственность и самолично назначить худрука?

- Да, и еще раз да! Мне прекрасно известно, сегодня уже есть не один человек, считающий, что он рожден для этой должности. Но есть закон, по которому директор отвечает за все. Я всегда говорил и повторю сейчас: лицо театра - это художественный руководитель. Я много раз говорил, что в закон надо ввести изменения. Это с согласия и по предложения худрука должен назначаться директор, а не наоборот. Ведь нынешняя система директорских выборов - это смешно. Ты пошел, сдал какой-то тест… Отлично сдал! А потом пришел, и перед тобой пара сотен творческих людей и худрук. И он хороший человек, и ты хороший человек. Но для контакта и взаимопонимания сданный тест тебе никак не помогает. Все эти глупости про то, что коллектив может выбирать... Мы опять же увидели, к чему это привело. Другой вопрос, что бессмысленно назначать человека, которого коллектив принципиально не хочет, они все равно не сработаются. Театр - это семья. Вот поэтому я и настаиваю на паузе.

Коллектив должен со многим примириться и ко многому примериться. Будет худсовет. Есть мнения профессионального сообщества. В конце концов, по закону директор только утверждает худрука, а не назначает кого вздумается. По поводу Амулсара один из депутатов сказал: "какой-то Погос решил"… Наш художественный руководитель не был "каким-то Погосом" . Это был Ерванд Казанчян! Если "какой-то Погос" - худрука можно было найти на следующий день. Я не скрываю, мне сейчас очень трудно, я очень боюсь ошибиться. Но у нас есть главный режиссер - творческий процесс не остановится ни на минуту. И я очень надеюсь, что нам с Акопом удастся вывести театр на правильные рельсы и избежать потрясений.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    • ПРЕМИЯ "ТЕКЕЯН" - КУЛЬТУРЕ С АРМЯНСКИМ ЛИЦОМ
      2024-10-24 12:24

      На экране панорамы земли армянской древние храмы и простоявшие сотни лет крепости сменяли друг друга. Люди, собравшиеся в зале, смотрели на кресты куполов, а кресты - на людей. Мужские голоса - звонкие, хриплые, проникновенные - читали молитвы, прося у Бога сил и вразумления, процветания своей страны, света души и просто света...  С показа видеофильма "Молитва за Армению" началась в Культурном союзе "Текеян" торжественная церемония вручения ежегодной премии "Ваан Текеян", которая присуждается за достижения в культуре. В культуре с одной неукоснительной оговоркой - той, которая имеет армянское лицо.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА
      2024-06-20 10:37

      "Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.  В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!