Последние новости

ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

В интервью «ГА» директор Ереванского НИИ средств связи, доктор технических наук, профессор Мгер МАРКОСЯН говорит о проблемах образования.

- Г-н Маркосян, несмотря на множество проведенных реформ, нынешняя система образования, в том числе вузовская, вызывает массу нареканий как со стороны обучаемых, так и их родителей. Стоило ли менять прежние образовательные модели?

- Образование – широкое понятие, включающее в себя не только знания по определенной специальности. И если при прежней системе образования даже выпускники школ приобретали более глубокие знания и достаточно широкий кругозор, то сегодня мы стали свидетелями резкого снижения образованности и интеллектуального развития нового поколения, причем система технического образования деградировала особенно явно. Внедрение западных образовательных моделей, к сожалению, не дало положительных результатов. В советские годы можно было окончить десятилетку и поступить в вуз, а можно было после восьмого класса уйти в ПТУ, которое давало рабочую профессию и среднее образование или поступить в техникум, где получить среднее техническое образование, специальность, а потом без вступительных экзаменов поступить в вуз того же профиля. В новое время появилась старшая школа, обучение продлилось до 12 лет, что, как предполагалось, должно было подготовить выпускника к поступлению в университет. Появились и колледжи, которые, как предполагалось, дадут специальность и тоже подготовят выпускника к поступлению в вуз. Однако, продлив среднее образование на два года, мы не выполнили ни одну из поставленных задач, но многое потеряли. Выпускники не только старшей школы, но и колледжей реально не получают профессию, а готовиться к поступлению в вуз надо по-прежнему с репетиторами.

- Какая организация системы образования оказалась бы, на ваш взгляд, более эффективной?

- Думаю, стоило бы заменить старшую школу техникумами, где молодой человек получит специальность. Причем тех, кто хорошо учился, надо принимать сразу на второй курс вуза того же профиля, а те, кто не достиг особых успехов в учебе и не хочет продолжить образование, смогут найти работу по уже полученной специальности. Важно также восстановить систему ПТУ, причем с учетом изменившихся требований, поскольку современное производственное оборудование требует от рабочего более глубоких знаний и серьезных навыков для работы на станках с ЧПУ и с новыми материалами.

- Наверное, не последнюю роль в деградации технического образования сыграли бытующие в обществе представления и приоритеты. Правда, мода на юридические и экономические специальности уже проходит, но престиж инженерной профессии все еще не удалось восстановить. Исключение составляют только информационные технологии.

- Мода на профессии действительно меняется, но обеспечить качественное образование даже по престижным сегодня специальностям пока не удается. Только 20% из выпускников факультетов, где готовят айтишников, становятся хорошими специалистами. Лучшие программисты по образованию физики, химики и биологи, перешедшие в эту сферу. Если они могут решать задачи по своей специальности, то очень быстро овладевают языками программирования, используемыми для решения задач в той или иной области. Причем особое внимание хочу обратить на важность знания физики. Не случайно именно физики создали интернет, что значительно облегчило проведение лабораторных исследований и способствовало расширению сотрудничества с ведущими научными центрами.

 Быть специалистом в области IT очень престижно, очень многие стремятся стать программистами, но когда мы объявляем конкурсы на решение определенных задач, требующих хороших знаний математики, искусственного интеллекта, то сталкиваемся с серьезными проблемами. Поэтому предприятия, которые нуждаются в этих кадрах, начинают необоснованно повышать зарплаты, чтобы переманить профессионалов к себе, что тоже неправильно. Конечно, хорошо, когда люди много зарабатывают, но это создает отрицательный фон в отношении других специальностей. И эта проблема существует во всем мире.

- А как вы относитесь к платному образованию?

- Сейчас 70, если не 90 процентов студентов оплачивают учебу. На эти деньги существуют вузы. И там понимают, что, если студент будет получать низкие оценки, то останется за бортом, значит, поступающие в вуз средства сократятся и число преподавателей тоже, поэтому оценки очень часто завышаются, отчислений за неуспеваемость практически нет, и дипломы получают практически все поступившие, независимо от приобретенных знаний. Вылететь из вуза можно только по причине неплатежеспособности. Иногда некоторые ВУЗы производят своего рода «кровопускание», отчисляя тех студентов, которые вообще отсутствовали на занятиях. Так что не приходится удивляться тому, что найти хорошего специалиста среди тех, кто получил диплом, становится все труднее, значит система высшего образования не справляется со своими задачами. При этом образование стоит дорого, и обучение в вузе становится тяжелой финансовой нагрузкой для большинства семей. Многие студенты вынуждены работать, чтобы оплатить обучение, они устраиваются официантами, идут на любую работу, а потом приходят на занятия, уставшие и уже не в состоянии воспринимать учебный материал.

- Как решить эту проблему?

- Я сделал некоторые расчеты, и оказалось, что, если государство будет вкладывать в систему высшего образования порядка 60 миллионов долларов, это позволит решить сразу несколько серьезных проблем. Главное - повысится уровень образования, вузы избавятся от случайных людей - как студентов, так и преподавателей, и диплом действительно станет свидетельством знаний. Для государства это не такая уж большая сумма, и эти вложения будут оправданы. Будет решена и проблема дефицита кадров, которая встает все более остро. Ведь сегодня на некоторые факультеты Политехнического университета принимают тех, кто получил самые низкие оценки на вступительных экзаменах на престижные специальности. А выпускник Политеха, не знающий физику, не понимающий происходящих процессов - настоящим инженером не станет. Недавно я был в Норвегии, в большинстве университетов там бесплатное обучение, но прием происходит на основе серьезного конкурса, и те, кто получает диплом, действительно имеет глубокие знания и будет обеспечен работой в любой стране. Бесплатным является и обучение зарубежных студентов. Таким образом государство решает и проблемы зарубежных специалистов. Причем обучение в вузах ведется преимущественно на английском.

- Но нужно повысить и уровень преподавателей вузов…

- Обязательно, а это возможно только при условии повышения зарплаты преподавателей. Сегодня, чтобы обеспечить семью, они вынуждены работать сразу в нескольких вузах, бегать из одного университета в другой, на повышение профессионального уровня, ознакомление с последними достижениями науки у них ни сил, ни времени не остается. Они годами читают одни и те же лекции, составленные по учебникам, что, разумеется, не обеспечивает современных знаний. Я много лет занимаюсь и преподавательской деятельностью и знаю, что на подготовку к лекции надо потратить не менее двух часов, в противном случае ничему не научишь. На качестве обучения негативно отразилось и то, что по причине пандемии было сокращено число проводимых лабораторных работ.

- К тому же студентов технических вузов фактически лишили производственной практики…

- Это тоже проблема. Раньше, когда все предприятия были государственными, вузы посылали туда своих студентов на практику. Сегодня государственных предприятий практически не осталось, а частные не заинтересованы в практикантах, поскольку не уверены в том, что после окончания вуза сегодняшние практиканты придут к ним работать.

- Как решить этот вопрос?

- Инженерные вузы должны иметь свою производственную базу. Например, Медицинский университет имеет свои клиники, где студенты проходят лечебную практику. Это необходимо, иначе они не станут врачами. Так же трудно представить себе инженера, который никогда не был на производстве, не имеет опыта практической работы. ВУЗы должны заниматься разработкой новых технологий и подготовкой специалистов для работы по этим технологиям. Они должны продавать обществу эти технологии. Таким образом одной из задач ВУЗа будет являться «трансфер технологий». Промежуточно предприятия должны заключать договора со студентами, доводить их до необходимого профессионально уровня, а потом брать на работу. Причем, в процессе практической подготовки они должны выплачивать практикантам хотя бы небольшую зарплату. Причем эти студенты должны проработать несколько лет на данном предприятии. Такие условия создадут заинтересованность обеих сторон и обеспечат приток кадров на предприятия. Сегодня часто говорится о безработице, но на самом деле более острой проблемой является создавшийся в последние годы дефицит кадров специалистов. А ведь в советские годы наши технические вузы готовили прекрасные инженерные кадры, но в новое время мы потеряли этот чрезвычайно важный профессиональный ресурс, что крайне негативно отразилось на состоянии экономики.

- Наверное, надо решать и проблемы магистратуры?

- Обязательно. Ведь сегодня нет принципиальной разницы между такими важными этапами обучения, как бакалавриат и магистратура. А магистр – это своего рода младшая ученая степень. Окончивший магистратуру должен обладать значительно более глубокими знаниями, чем тот, кто окончил бакалавриат. У нас это различие несущественное и, что еще очень странно: человек, окончивший бакалавриат по одной специальности, может поступить в магистратуру по другой. Тогда зачем он четыре года учился в бакалавриате? Конечно, есть люди, которые могут подготовиться самостоятельно, но их не так много. В Европе есть понятие дипломированный инженер, и, на мой взгляд, инженерные ВУЗы должны готовить именно дипломированных инженеров вместо магистров.

- В наше время научно-технические революции происходят значительно чаще, чем прежде. Готовы ли наши вузы оперативно отзываться на новые требования, готовить кадры по современным специальностям?

- Вузы отличаются своими программами и методами обучения, лабораторной базой, но все они хотят обеспечить себе определенные преимущества по сравнению с другими, сохранить конкурентоспособность. Поэтому каждый университет старается не отстать и в меру своих возможностей готовить современных специалистов. Не стану утверждать, что это всегда удается, но те вузы, которые не разрабатывают современных программ, не используют новых методов обучения, не готовят специалистов по новым востребованным специальностям, просто потеряют студентов, а значит и финансовые поступления.

Система образования – сфера, требующая особо ответственных подходов и серьезных профессиональных знаний. Любые планируемые изменения должны быть глубоко продуманы и соотнесены со спецификой местных возможностей и условий, в противном случае реформы чреваты потерями и угрозой безопасности государства.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОПРЕКИ РЕАЛЬНОСТИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
      2024-04-26 11:13

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН говорит о проблемах аттестации сотрудников Академии.

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ