Последние новости

ТРОПИНКИ, ВЕДУЩИЕ В СУДЬБУ

Классик отечественной литературы Дереник Демирчян как-то с горьким юмором оценил писательскую долю: "Чтобы создать художественное произведение, надо иметь талант. А вот чтобы издать - нужно быть гением". Справедливость этого афоризма испытали на себя многие начинающие и остальные литераторы во все времена. Особенно сложно было угодить в  "гении" в эпоху соцреализма. Сегодня ситуация иная. При наличии средств (своих, спонсора) можно издать что угодно. А читательская аудитория круто сократилась по многим причинам, среди которых и снижение уровня литературы. Однако довольно ходить вокруг да около. Пора представить сборник произведений нашей литературной молодежи под названием "Тропинки".

КНИГА ВЫШЛА ПОД ЭГИДОЙ СОЮЗА ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ, возглавляемого Гургеном Балаяном. Это первый том, в который включены стихи, написанные молодыми авторами (18-40 лет), творящими в Армении, Арцахе и диаспоре. Редакторы Нелли Гегама и Нарек Мартиросян. В предисловии драматург Мхитар Мос-Мушегян делится мыслями о литературе с читателями, приводит ряд цитат, в том числе, от Гете: "Молодые поэты прибавляют к своим чернилам много воды". Так что остается самое трудное - разобраться с водой и чернилами.

Из 20 авторов 11 мужского пола. Пишут в рифму, есть и белый стих. Разброс тем широк с уклоном в сторону любви в широком смысле этого чувства: от любви человека к человеку - до любви к Родине.

Рассказать о творчестве и оценить каждую из 20 индивидуальностей в одном материале невозможно. Попытаюсь представить молодых литераторов через мысли, образы в том или ином стихотворении, не претендуя на полноту оценки всего, что опубликовано в сборнике.

"Тропинки" открывает Армен Аво поэмой "Страна Араратская", в которой отражены страницы сегодняшней сложной истории. Да, Родина в опасности, как это не раз бывало. Но наша история не прервется и еще родит новых Месропов и Тигранов.

Алина Роберти ошиблась, открыла другую дверь, поэтому уходит в надежде обрести ту дверь, за которой ее ждут. Артур Асланян выдвигает свою версию ковида: когда Господь дремлет, Сатана тут как тут, стремится стереть с лица земли хотя бы половину человечества. Сатанисты в обличье спасителей распространились повсюду. А Господь все еще спит.  Так что нам остается противостоять злу и надеяться только на себя. В другом стихотворении Асланян вспоминает богов языческой Армении, олицетворяющих величие и силу. Христианство сделало нас другими. Кстати, у Геворга Эмина (ж. "Гарун", 1993 г.) есть стихотворение в котором также не приветствуется переход армянами от язычества к кресту и распятию.

У АНИ ЕРВАНДЯН БОЛИТ ДУША ЗА АРЦАХ, ШУШИ, в который мы должны вернуться. Воин в последнем письме к матери просит ее не плакать, чтобы и ему в небесах было спокойнее. Просит вспоминать его с улыбкой.

Гая Вайн в заголовках стихов использует латынь. Образы, события, чувства переполняют строчки, фиксируют трепетное состояние поэта. Здесь "бой часов", капание воды, тень занавески, дым сигареты, туман и опять бой часов". Напоминает интонацию Блока: "Ночь, улица, фонарь, аптека".

Гор Погосян спорит с теми, кто говорит, что любви нет. Есть: и Любовь, и Вера, и Надежда. Клянется, уверен в этом. Гаяне Аперян считает весну символом любви, которая преображает нас, пробуждает улыбки, устремляет в будущее. Да, порой хочется спастись бегством от боли и зла, но...

Зорайр Татикян хочет увидеть улыбку на лице Родины. Сделать это трудно, потому что многие покидают окопы, хотят лишь наслаждаться, а не бороться, строить завтрашний день. В стихах звучат боль, порой отчаяние.

Асмик Хачатрян затрагивает вечную тему поединка правды с ложью. Человек изменился, правда причиняет боль, вот и не нужна многим, с ложью прожить легче.

Арцах зовет Акопа Карапетяна. И он обещает обязательно вернуться, увидеть несокрушимую Страну Наири. Эрмине Асатрян ненавидит такой Новый год, который приносит не добро, а зло. Зачем тогда ему приходить? Чтобы растаять, как снег, и не оставить миру хотя бы один подснежник?

Генрик Григорян много пишет. Только в июне 2022 года написал с десяток стихотворений. Выстроены в мироощущении человека зрелых лет. Будто все уже пройдено и испытано. Не надо так забегать вперед. Успеется. Прощаясь с любимой, Григорян призывает: "Уходи, возьми все мое. И не оглядывайся". Парень он, судя по фотографии, видный. Все еще впереди.

МИША МАНУКЯН В ВОЕННОЙ ФОРМЕ, ПИШЕТ О 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЕ, которая для него не кончилась. Вот когда кончится, Манукян обещает жениться. Пока все его помыслы обращены к Родине. О ней будет писать строками красного, синего и абрикосового цвета.

Тоска гложет Месропа Петросяна. В ней воспоминания о любимой, которая и спасение, и наказание для автора. Нарине Мкртумян покидает любимого, уходит, чтобы не сойти с ума, чтобы не ослепнуть от любви. "Ухожу, чтобы... остаться с тобой".

Мариам Хачатрян верит:

Ты еще расцветешь, моя сиротка Армения.

И еще выколешь глаза врагу.

И на нашей земле родятся

Нжде, Андраник, Монте и Чауш.

В лирике Нелли Гегама раздумья о Боге, жизни, ее смысле, который не поймут те, кто постоянно алчно набивают карманы. Ведь двери бессмертия для таких закрыты. Дед Сирака Азизяна рассказывал ему про Геноцид. Могила его здесь, а Родина осталась там.

Самвел Эксузян ищет возлюбленную, ту - самую далекую и самую близкую. В четверостишиях Вардана Амбарцумяна раздумья о мире, о жизненном пути, природе, временах года. Вообще, по фото он, видимо, старше остальных. Однако к чему спешить?

Останьтесь с миром, мне пора,

Хоть дел еще невпроворот.

Кто срок свой знает наперед?

Пусть внук продолжит. Мне пора...

Это уже он в ровесники Амо Сагияну метит. Рановато. Он и остальные коллеги по сборнику еще в самом начале пути. Первые шаги сделаны, и куда их выведут тропинки, сегодня не угадаешь. Одно бесспорно - надо не останавливаться, постоянно искать, подмечать, вырастать из сделанного самим. Тогда тропинка может превратиться в дорогу к признанию, к читательской любви. Добиться этого в сегодняшнем нечитающем мире очень сложно. Но попробовать следует. У вас ведь впереди еще так много времени...

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. Отдельной работы об истории наших железных дорог нет. Поэтому пришлось покопаться в архивах, прочитать определенный объем литературы, чтобы представить зарождение и развитие этого важнейшего звена социально-экономической жизни страны.

    • ПОЧЕМУ ЗА ДЕМАРКАЦИЮ ВЗЯЛИСЬ С ТАВУША?
      2024-04-26 10:58

      По уровню политической сложности (начиная с безопасности сторон) вопрос на уровне логического мышления школьников 5-го класса советской школы и 2-го курса сегодняшних вузов - они сегодня сравнялись. Придется обосновать в двух словах.

    • АЛАДЖАЛОВЫ - ТРИ БРАТА-ХУДОЖНИКА
      2024-04-26 10:41

      Константин, Семен и Степан - родные братья из армянской семьи Аладжаловых. Правда, старший (1900-1987) родился в Нахичевани-на-Дону, а Семен (1902-1987) и Степан (1903-1969) - в Баку. Профессию они выбрали одну, хотя прожили в разных странах.

    • СЛЕД ХУДОЖНИКА ШАНТА АВЕДИСЯНА В ЕГИПЕТСКОМ ИСКУССТВЕ
      2024-04-18 10:35

      Сын армянских беженцев Шант Аведисян родился в Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина "Читательский уголок", владельцем которого был Джордж Микаелян, один из основателей комитета "Друзья армянской культуры". Это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе Шанта. Он дружил с четырьмя сыновями Джорджа, делал с ними первые шаги в живописи. Их учительницей в студии была Нора Азадян, помогавшая юноше организовать первые выставки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ