Логотип

СЫРЫЕ ДРОВА ИЗ ЦЕНТРА ГЮМРИ

Гюмрийская мэрия не считает необходимым обсуждение городских проблем с общественностью города: по своему разумению ломает и строит, сжигая, как говорят в народе, сухие дрова с сырыми. Общественные организации не раз указывали мэрии на недопустимость подобного подхода, однако тщетно, тогда они при клубе журналистов "Аспарез" основали общественный совет — своеобразный орган защиты Гюмри и гюмрийцев… от Гюмрийской мэрии.


За истекшие годы члены общественного совета, старейшины города и представители мэрии не раз обсуждали у себя и в прямом эфире градостроительные задачи и проблему рубки деревьев на центральной площади и бульваре Арагац, однако стороны так и не пришли к общему знаменателю.

ПОЧЕМУ? ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС ИМЕЕТ СВОЮ ПРЕДЫСТОРИЮ. В 1999г., когда Вардан Гукасян впервые был избран мэром Гюмри, он потребовал от своей команды предельной прозрачности перед общественными организациями и СМИ: тогда руководители отделов и управлений мэрии периодически отчитывались перед ними, не скрывая своих упущений и ошибок. В истории Гюмри фактически это был единственный случай, когда общественность города могла принять активное участие в работе местного органа самоуправления, но она не смогла распорядиться этим правом: негативные слухи, необоснованные критические статьи и репортажи, в которых было больше насмешек и нападок, чем деловых предложений, вбили клин между мэрией и общественностью Гюмри.

С годами чиновники мэрии, обретая опыт работы, становились все самоувереннее, что еще больше отдаляло их от интеллигенции города и привело к тому, что мэрия сегодня решает вопросы в одиночку.

16 марта состоялось очередное заседание общественного совета, в котором приняли участие начальник управления градостроительства мэрии Рафик Акопджанян, главный архитектор Гюмри Генрих Гаспарян, советник мэра Левон Хачатрян и главный дендролог Азат Хачатрян. Стороны так и не пришли к согласию, вот почему после заседания члены совета составили новую петицию марзпету Ширака Ашоту Гизиряну и министру градостроительства РА Вардану Варданяну, в которой указывается на непозволительность решения градостроительных задач за счет зеленых зон.

Приведем несколько примеров. Центральная площадь после установки на ней ансамбля скульптур Вардана Мамиконяна и его соратников была переименована в площадь Вардананц. Согласно генплану, пл.Вардананц должна была стать зеленой зоной, однако в 2008г. решением мэрии она была покрыта каменным ковром, на что из местного бюджета выделили 180 млн драмов, т.е. 500 тыс. долларов.

На этом "преобразования" не завершились: чтобы улицы Чераза и Спандаряна, примыкавшие к площади, стали единым целым, сообщаясь по прямой, а большей частью для того, чтобы центральная площадь стала просторнее, между этими улицами через площадь проложили 80-метровую дорогу, для чего пришлось срубить более 40 деревьев, заслоняющих собой церковь Арменапркич (ее восстановление близится к завершению). Расширение площади обошлось в 52 млн драмов.

ЕЛИ, ОКАЙМЛЯЮЩИЕ ПЛОЩАДЬ ПО ВСЕМУ ПЕРИМЕТРУ, были посажены в 30-х годах прошлого столетия. За истекшие десятилетия они раздались вширь и ввысь, придавая площади особый шарм. В настоящее время мэрия собирается срубить последние 8 елей. По словам главного архитектора Генриха Гаспаряна, эти ели тоже мешают целостному восприятию зданий, являющихся памятниками национального зодчества.

Чтобы и на этот раз не "обидеть" экологов и общественность Гюмри, мэрия решила не срубать ели, а перенести их в другое место, а взамен посадить низкорослые деревья. По подсчетам ЗАО "Ландшафтдизайн", затраты для переноса одной ели составят 313714 драмов. Интересно, что на вопрос "привьются ли ели на новом месте?" главный дендролог Азат Хачатрян заметил: "Трудно сказать, скорее всего, нет!"

По генплану Гюмри, бульвар Арагац тоже должен стать зеленой зоной. Вопреки сказанному, здесь в прошлом году кем-то (естественно, с разрешения мэрии) был вырыт внушительный котлован для строительства то ли ресторана, то ли кафе. Волна протеста приостановила замысел. И в настоящее время котлован не засыпан, а здешние ели тоже ждет топор.

Разделяя беспокойство общественных организаций по поводу рубки деревьев, я должен признать, что в данном случае она оправданна: центральная площадь стала шире, лучше стали проглядываться не только памятники исторической застройки, но и церкви Семь Ран и Аменапркич. Ну а, с другой стороны, возникают новые вопросы: невзрачные окна и балконы здания по ул.Шаумяна, 188 своим ликом обращены в сторону площади (почему бы их не "занавесить" легким сооружением?), в будние дни перед мэрией, да и по всей площади можно насчитать 70-80 автомобилей (в какой мере они дополняют собой архитектурный ансамбль площади?), в октябре 2007 года старейшины города в прямом эфире обещали общественному совету, а затем приняли решение посадить деревья вместо срубленных елей (почему оно не выполняется?).

16 марта на эти и другие вопросы представители мэрии отвечали оригинальным образом: советник мэра Левон Хачатрян, желая сказать, что каждой эпохе присущи свои подходы, своя культура, утверждал, что ели — это культура советской эпохи, недаром они стоят вдоль Кремлевской стены и т.д. Главный архитектор Генрих Гаспарян и начальник управления градостроительства мэрии Рафик Акопджанян осмеяли и то утверждение, что балконы по Шаумяна, 188 портят общее впечатление, и в качестве веского аргумента привели следующее соображение: "Итальянское зодчество превосходит наше, в их городах нижнее белье развешивают прямо над улицами, что абсолютно не портит внешний вид сооружений". Рафик Акопджанян вспомнил конфликт с дедом: "Когда в 60-х годах я впервые начал носить брюки-клеш, дед заметил, что надо носить галифе, тогда я объяснил, что сегодня в моде брюки-клеш, но он рассердился и строго сказал: "Галифе носи, галифе!"

МОЖЕТ, ВСЕ ЭТО ПОУЧИТЕЛЬНО И СМЕШНО, но, согласитесь, не имеет никакого отношения к культуре диалога. Вот почему в течение месяца не только члены общественного совета, но и гюмрийские журналисты с нетерпением ждали реакции Министерства градостроительства РА на свой запрос. Необходимо признать, что сегодня властные структуры республики внимательнее к голосу граждан, чем местные органы самоуправления.

На днях в актовом зале школы №20 (нейтральная зона) представители общественного совета, городской мэрии и министерства под руководством начальника инспекции градостроительства РА Севады Айрапетян обсудили вышеуказанные задачи и решили, что отныне мэрия будет представлять эскизы проектов общественности Гюмри для обсуждения.

В своем выступлении автор генплана Гюмри Сашур Калашян отметил, что центральная площадь города после переделок стала интереснее, жаль только, что ее портят невзрачные окна и балконы по Шаумяна, 188 (на этот раз представители мэрии промолчали). С.Калашян, оправдав рубку елей, все же заметил, что вместо них необходимо посадить низкорослые деревья.