АРМЕНИЯ ПОКУПАЕТ СОВЕТЫ И ТОВАРЫ ПО БЕШЕНЫМ ЦЕНАМ
Миллионы долларов в рамках кредитных программ Армения тратит на консультативные услуги. Эти миллионы ложатся грузом в величину нашего внешнего долга, по которому мы платим уже сегодня. В апреле в парламенте проект соглашения "Программа электронного общества и конкуренции" стала темой бурных дебатов, в том числе и из-за заложенного в него компонента расходов на консультативные услуги…
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ ОДНА ИЗ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВСЕМИРНОМУ БАНКУ СТРУКТУР предоставляет нам льготный кредит в размере $24 млн. Еще $6 млн составит софинансирование правительства РА. Это всего лишь пятая часть всей программы, которая направлена на увеличение доступности компьютеров для населения и построение широкополосной интернет-сети. Согласно представлявшему документ советнику министра экономики Ваге ДАНИЕЛЯНУ, без малого $6 млн из $30 млн должны пойти на приобретение программ, товаров, консультативные услуги и расходы на переквалификацию специалистов. Он выдал эти расходы группой, не конкретизировав стоимость отдельных статей. В любом случае депутаты зацепились за эту цифру, на что В.Даниелян заметил, что он назвал общую цифру, а не отдельную для консультационных услуг.
"Консультации — не только советы, это общность тех услуг, которые должны быть на каждом этапе кредитных программ. Это, например, функциональное название, и там есть конкретные программы и услуги, просто это отличается тем, что мы приобретаем нематериальные активы… Кроме того, идет серьезная работа по оценке той или иной программы. Последние имеют конкретные цели, конкретное финансирование, и здесь необходимы консультации, чтобы снизить риски. То есть это не самоцель, мы не советуем ради совета, а эти расходы необходимы для снижения рисков, в том числе бюрократических, коррупционных, а также для стабилизации кредитной программы", — парировал в ответ на вопрос депутата Акопа Акопяна советник министра.
Звучит не очень убедительно, что не помешало парламентскому большинству принять документ. Эта тема возникла не впервые: который год относительно "консультационных" расходов кредитных программ комментарии звучат весьма однозначные. Залетные заокеанские чиновники и даже целые организации в рамках кредитных программ продолжают получать многотысячные зарплаты, печатать на огромные суммы всякую макулатуру, пылящуюся на полках офисов самих этих организаций. Тома качественно исполненных изданий презентуются на многочисленных конференциях и семинарах и забивают углы отечественных редакций. И это не говоря уже о нецелевом и неэффективном расходовании кредитных средств на вполне "материальные активы".
— Выдающие нам кредиты международные донорские организации стимулируют коррупцию в Армении, закладывая в кредитных и грантовых программах расходы на приобретение консультативных услуг, — сказал "ГА" активно принимавший участие в дебатах по названному проекту депутат от АРФ "Дашнакцутюн" Ара НРАНЯН. — Кроме откатов иностранным донорам, обеспечения всяких родственников-эмиссаров от международных организаций эти средства оседают в том числе и в карманах отечественных чиновников. Эта проблема всегда существовала…
МЕЖДУ ТЕМ НАШ ВНЕШНИЙ ДОЛГ УЖЕ ДОРОС ДО $3,795 МЛРД, и немалая доля из этой суммы — как раз Всемирному банку, предоставившему нам различных кредитов на общую сумму в $1,433 млрд. Можно только представить себе, сколько сотен миллионов долларов здесь потрачено впустую. А покрывать их будем мы с вами — рядовые граждане и наши дети. Будем получать мало, ездить по разбитым дорогам, жить и потеть в пыли и в аварийных зданиях с грязными переулками и подъездами и… покрывать долги.
После того как не без малых усилий правительству удалось заручиться поддержкой большинства и получить добро на программу, несколько странно, что премьер-министр Тигран Саркисян продолжил мысль оппозиционных депутатов и раскритиковал на днях эффективность расходования кредитных средств. "Наши исследования свидетельствуют, что когда мы в рамках кредитных программ Всемирного банка закупаем товары и услуги, наши комиссии обеспечивают лишь формальную сторону дела и не несут ответственности за содержательную составляющую. Формально все процедуры соблюдаются: сроки, подведение итогов, их утверждение во Всемирном банке. Однако в результате мы закупаем товары и услуги по неприемлемо высоким ценам. Формально все правы, никаких нарушений нет, однако оборудование, к примеру, для Института стандартизации можно было закупить по вдвое низкой цене. Главы закупочных комиссий достаточно компетентны, чтобы знать об этом, и не имеют права предоставлять нам итоги таких тендеров только потому, что участники представили высокие цены", — заявил премьер на заседании правительства.
Тигран Саркисян поручил внести в нормативную базу соответствующие изменения, чтобы комиссии несли ответственность и за содержательную сторону. Премьер напомнил, что в прошлом году сотрудники Министерства сельского хозяйства были наказаны за то, что тендер по приобретению вакцин выиграла организация, представившая цены в 2-3 раза выше рыночных.
Т.САРКИСЯН КОСНУЛСЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ УСЛУГ. "В рамках кредитных программ мы закупаем услуги экспертов, которые пишут отчеты, консультируют, готовят проекты документов. Опыт и мониторинг показывают, что эти документы впоследствии не используются, мягко говоря, надлежащим образом. Я думаю, что в рамках кредитных программ мы с сегодняшнего дня должны отказаться от этих услуг. Все министерства должны пересмотреть свои кредитные программы и исключить из них консультативные услуги. Министерства имеют достаточные интеллектуальные способности, чтобы справиться с этими задачами собственными силами. Если возникнет надобность в такого рода услугах, то они должны быть реализованы за счет грантовых средств, а не кредитных. Мониторинг свидетельствует, что в рамках кредитных программ приобретаются довольно дорогие консультационные услуги, которые впоследствии себя не оправдывают", — отметил Т.Саркисян. Так, он привел в пример программу по получению Министерством труда и социальных вопросов нормативных документов в 2006-2007 гг., которые никак не были востребованы.
С одной стороны, отрадно, что с опозданием, но решили не вгонять себя в лишние долги. Это весьма актуально, поскольку наш внешний долг раздулся до опасных с фискальной точки зрения размеров. С другой — странно получается: мы утверждаем кредитную программу с теми же "малоэффективными расходами", после чего обнажаем ее ущербную суть.
