«ЧТО КАСАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ТО Я ВИЖУ ДОСТАТОЧНО СЛОЖНУЮ ПРОБЛЕМУ С РАТИФИКАЦИЕЙ. Дело в том, что существует решение Конституционного суда РА, принятое более 10 лет назад, который счел это несоответствующим Конституции Армении по ряду положений.
То есть, у нас есть решение КС по международному договору. Статут международного суда — это договор, по которому создается Международный уголовный суд (МУС), определяющий его компетенцию, то есть все процессы, вопросы, по которым МУС имеет полномочия.
Когда Армения подписала Римской статут, данную конвенцию рассмотрели в рамках армянских национальных процедур, и КС принял конкретное решение: документ не соответствует армянской Конституции. После этого имели место конституционные реформы, но те регулировки, которые делали невозможным ратификацию документа, не изменились. В Конституции не были предприняты изменения к тем статьям, в отношении которых КС определил несоответствие договора нашему Основному Закону. Потому я не вижу возможным без конституционной реформы ратификацию статуса МУС.
Соответственно, остальные вопросы (нужен ли нам данный договор, что делать, если президент Путин или любой человек, который находится в розыске, окажется в Армении), не видятся возможными и необходимыми для разрешения. Если мы не можем ратифицировать Римский статут, в том числе, связанный с такими полномочиями, как международный розыск, то нет смысла об этом говорить.
Сегодня этот документ вновь передан в КС. Но на мой взгляд, у КС нет полномочий пересматривать свое решение. Чтобы было понятно, КС может рассмотреть вопрос соответствия какого-то закона Конституции по конкретному делу, конкретному обращению и прийти к выводу о несоответствии или наоборот. Через 5 лет КС может изменить свой подход в другом деле, на основании другого обращения, с учетом деталей дела, его особенностей, развития общественных отношений, технологий и т.д. То есть, в другом деле те же статьи КС могут получить иное толкование. Но полномочий пересматривать свое же решение у КС нет. Тут очевидна очень тонкая, но существенная грань. Потому, как я уже сказал, без изменения Конституции я не вижу оснований для ратификации статута и обсуждать остальные вопросы не вижу смысла.
Надо учесть, что членами статута не являются США (хотя были инициаторами), РФ, Китай, Индия, Иран и ряд других государств. И я не вижу причин, почему нам нужно спешно ратифицировать этот документ. Я не вижу никакой важности для Армении стать членом статута МУС. Для привлечения к ответственности военных преступников Азербайджана нет необходимости становиться членом статута, этот процесс можно организовать в рамках иных уголовных процедур.
Подытоживая сказанное, отмечу, что я в принципе не вижу возможности арестовывать лидера какого-либо государства, который будет находиться на территории РА в качестве официального лица (а Путин вряд ли будет проводить свой отпуск в Армении). Кроме того, не вижу возможности для парламента и КС пересматривать существующее решение. Также не вижу особой ценности для Армении на данном этапе в ратификации этого документа. Никаких глобальных изменений это не повлечет. Пусть никто не думает, что если завтра мы ратифицируем Римский статут, то все наши проблемы решатся в одночасье».