КС ПОЛУЧИЛ ИСК ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ И, ХОТЯ В ДОКУМЕНТЕ ПРЕДЕЛЬНО ТОЧНО было сформулировано несоответствие закона действующей Конституции, КС во избежание лишней головной боли, апеллировал к Венецианской комиссии. Спустя год (а куда торопиться!) КС адресовал вопросы Генпрокуратуре РА. На этот период рассмотрение вопроса было остановлено. Ответ из Генпрокуратуры пришел через несколько месяцев. Иск в КС составлял известный юрист Арам Вардеванян.
Тем, кто забыл, напомню, что закон о конфискации имущества, приобретенного преступным путем, с момента принятия в апреле 2020 г. и по настоящий момент призван служить воплощением курса главаря режима на возвращение народу всего награбленного до последней копейки. Это на словах, а на деле этот закон – часть репрессивного механизма, который главарь режима использует против своих политических противников.
Еще на стадии обсуждения неоднократно указывалось на отсутствие даже приблизительного аналога в законодательствах развитых стран. Законодательную инициативу называли экспроприацией, указывали на наличие в ней ужесточающих положений, которые имеют обратную силу. Юристы указали также на отсутствие сроков для уточнения происхождения имущества и на другие изъяны. Невзирая на ряд очевидных недочетов, законопроект получил права гражданства голосами парламентского большинства, а режим приступил к реализации закона на практике с целью сведения политических счетов. Оппозиция обратилась в КС и уже 4 года ждет ответа. КС умышленно затягивает рассмотрение вопроса.
На обращение КС Венецианская комиссия дала ответ лишь в июле 2022 г., который был опубликован лишь 19 декабря и только усугубил сомнения по поводу легитимности закона. Формулировки европейских экспертов были чересчур расплывчатыми и давали много поводов для разночтений и споров. Среди таких формулировок была и та, которая предусматривала конфискацию «в разумных границах». Самое время вспомнить, как сторона обвинения объявила незаконным все имущество, например, лидера ППА крупного предпринимателя Гагика Царукяна. Ничего себе «разумные границы»!
О каких «разумных границах» применения закона на практике может идти речь, когда его действие распространяется практически на всех политических противников Пашиняна, однако никак не затрагивает интересы тех, кто сколотил миллионные (в долларах) состояния, но никак не препятствовал «революции любви и согласия» и даже успел перечислить большие суммы фондам Анны Акопян!
В РЕКОМЕНДАЦИЯХ ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОМИССИИ ТАКЖЕ БЫЛО УКАЗАНО, ЧТО конфискация имущества может иметь место с учетом общественного интереса. Если бы конфискованный особняк экс-премьера Овика Абрамяна был передан, например, под военный госпиталь, то общественный интерес возобладал бы, тогда как, на самом деле, этот роскошный объект вывели из списка подлежащих конфискации объектов, дабы его мог купить новоиспеченный олигарх из числа приближенных к Пашиняну лиц Нарек Налбандян.
Что касается ответа Генпрокуратуры на обращение КС, то с его получения прошло уже полгода, однако за это время КС не возобновил расследование по иску оппозиции. Очевидно, что, если рассмотрение было прекращено до получения заключения Венецианской комиссии и Генпрокуратуры, то причина остановки уже не действует, все запросы удовлетворены, все ответы получены. «После устранения оснований для остановки дела КС обязан незамедлительно начать расследование», — заявил бывший глава аппарата КС Эдгар Казарян.
Он же обратил внимание на то, как оперативно КС вынес решение по наблюдателям ЕС, которое продиктовано политическими интересами правящей верхушки. Интересы той же верхушки вынуждают КС затягивать рассмотрение вопроса о соответствии Конституции закона о конфискации нажитого преступным путем имущества. По оценке Казаряна и не только его одного, КС давно уже переродился из органа правосудия в контору по обслуживанию интересов Пашиняна и его режима.
По мнению многих маститых юристов, упомянутый закон откровенно противоречит Основному закону государства, вот потому-то КС в нарушение всех норм игнорирует рассмотрение иска оппозиции. Пока КС затягивает исполнение собственных полномочий «правосудие» Пашиняна творит произвол, лишая имущества даже тех, кто отсутствует из страны.
Закон служит орудием в руках режима, при этом неоднократно упоминалось о том, что следы конфискованного имущества в ряде случаев теряются, и до народа до сих пор не дошло ни одной копейки. Если КС примет решение о соответствии данного закона Конституции, то это будет откровенно антиконституционное решение, впрочем, нынешний состав КС, за небольшим исключением, вполне подходит для принятия такого решения.
Из самых свежих примеров применения закона на практике сошлюсь на недавнее приглашение бывшего директора всеармянского фонда «Айастан» Ара Варданяна в соответствующее управление Генпрокуратуры по поводу незаконно приобретенного имущества. Варданян узнал о том, что у него собираются отобрать имущество, из вопросов журналистов, которые обратились к нему за разъяснениями.
Человек не знал, что по части его имущества возбуждено уголовное дело. Варданян всегда выступал с резкой критикой в адрес правящего режима, а потому интерес властей к его имуществу выглядит вполне «обоснованным»…