Логотип

СОБЛАЗН С ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

СУДИТЕ САМИ. В 2023 ГОДУ В АРМЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 109 ТЫСЯЧ  ХОЗСУБЪЕКТОВ. Из них 103 тысячи относятся к категории сверхмалых. Речь идет о хозсубъектах, в штате которых не более 9 сотрудников. То есть, почти 95% всего армянского бизнеса – микробизнес. Более того, половина из этого количества – хосубъекты, где нет оплачиваемых работников. Это та категория, которая точно работает в режиме того самого налога с оборота. Таким образом можно констатировать, что минимум 50 тысяч предпринимателей, а это половина всего армянского бизнеса, столкнутся с необходимостью платить налогов больше. Даже если многие из них останутся в поле налога с оборота. Ведь пользуются они, как правило, бухгалтерскими услугами. А эти услуги решено обложить НДС. Соответственно, они (услуги) изрядно подорожают.

Есть, конечно, факторы, которые в некоторой степени объясняют (не оправдывают) стремление правительства увеличить налоговое давление на МСБ. Тут не будем перегружать читателя цифрами. Просто обратим внимание на пару обстоятельств. Первое: валовой объем выпущенных товаров и предоставленных услуг со стороны МСБ составляет примерно 70% от общего объема. Второе: валовой объем добавленной стоимости, созданной хозсубъектами МСБ, составляет около 60% от общего объема. Тут добавим, что, например, сверхмалый бизнес создает такой же объем добавленной стоимости, какой создает крупный бизнес. С учетом этих факторов, конечно у правительства велик соблазн обложить налогом на добавленную стоимость и малый, и сверхмалый бизнес. Но поддаться этому соблазну означает не только и  не просто увеличение налогового бремени МСБ.  

Согласно опубликованным статкомитетом данным, 109 тысяч хозсубъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, обеспечивают рабочими местами 406 тысяч человек. Половина из этих рабочих мест открыта в сфере малого (90 тысяч) и сверхмалого (112 тысяч) бизнеса. С учетом этого обстоятельства очевидно, что увеличение налогового бремени для  малых и сверхмалых хозсубъектов, станет мощнейшим ударом по сфере занятости населения. С высокой вероятностью можно предположить, что рабочие места или будут зарываться, или уйдут в тень. Так или иначе, это болезненный удар по рынку труда.

ЕЩЕ ОДИН МОМЕНТ, НА КОТОРЫЙ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Дело в том, что больше половины всех сверхмалых хозсубъектов развернули деятельность в сфере оптовой и розничной торговли и ремонта автомобилей. Более того, этой деятельностью занимается половина всего армянского бизнеса. Так вот, очевидно, что новые налоговые телодвижения правительства, увеличивающие финансовое бремя для предпринимателей, очень сильно заденут сферу торговли и услуг. А это, с одной стороны, – основа всего армянского бизнеса, с другой – однозначный тотальный рост потребительских цен.

Как и во многих других вопросах, так и в этом здравую логику правительства сложно обнаружить. «Здравая» в данном случае ключевое слово. Ведь что получается: так называемая, налоговая реформа в том виде, в котором представлена, кроме проблем, ничего не создает. Она как минимум чревата, мягко говоря, негативными последствиями на рынке труда и вообще кризисом в области занятости населения. Она чревата тотальным ростом потребительских цен и, соответственно, ростом социальной напряженности. Она чревата колоссальной демотивацией МСБ, который, как выше было отмечено, является фундаментом отечественного бизнеса в принципе. И ради чего это делается? Ради увеличения налоговых поступлений в казну? Не факт. Новые инициативы могут лишь простимулировать рост налоговой тени и сокращение числа тех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Стало быть и фискальный эффект более чем сомнителен…