Логотип

«ПРАКТИЧНЫЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ»… НОЛЬ

Россия, в частности, и ЕАЭС в целом стремительно сближаются с Ираном, а Армения так же стремительно удаляется от них, выбывая из всех региональных транспортно-логистических и иных проектов и положив глаз на далекий во всех смыслах Запад…

17 ЯНВАРЯ ПРЕЗИДЕНТ РФ ВЛАДИМИР ПУТИН И ПРЕЗИДЕНТ ИРИ МАСУД ПЕЗЕШКИАН подписали в Москве Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами. По словам российского лидера, нарастить российско-иранские коммерческие связи позволит и ожидаемое в скором времени вступление в силу полноформатного соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС. «Напомню также, что 26 декабря 2024 года решением Высшего Евразийского экономического совета Ирану предоставлен статус государства-наблюдателя по ЕврАзЭС (то же самое, что ЕАЭС. – А.А.). Видим в этом еще один шаг вперед на пути развития отношений Ирана с Россией и другими участниками союза», — сказал Путин.

 В ходе подписания указанного договора сенсационной новостью стал проект строительства газопровода из России в Иран, о котором прежде ни официальная Москва, ни официальный Баку ничего не сообщали. И если бы не безрассудная внешняя политика Пашиняна, то логичнее было бы связать Россию и Иран газопроводом через территорию Армении. В конце концов проект реализовывался бы целиком в рамках ЕАЭС, а наша страна, единственная из стран-членов интеграционного союза, к тому же имеет сухопутную границу с Ираном. Кроме того, Армению и Иран уже соединяет газопровод, находящийся в полном владении российского «Газпрома», так что, оборудовав более мощный трубопровод параллельно ему (в частности, без необходимости расчищать новые площадки под прокладку труб), можно было бы избежать немалых дополнительных расходов.

 Однако в Москве усмотрели ненадежность Еревана в качестве долговременного партнера, который внезапно объявляет о начале процесса вступления Армении в Евросоюз и подписывает в Вашингтоне Хартию о стратегическом партнерстве с США. В итоге газопровод из России в Иран пройдет через Азербайджан. «Сейчас находимся в финальной стадии переговоров. Объемы уже согласованы, стороны обсуждают стоимость проекта», — сообщил министр энергетики РФ Сергей Цивилев. По словам В. Путина, поставки на первом этапе могут быть небольшими, порядка 2 млрд кубометров, однако их можно довести до внушительных 55 млрд ежегодно.

 Повторимся: при прежних, лояльных России армянских властях указанный проект наверняка был бы проложен через территорию Армении, которая и получила бы все выгоды от транзита голубого топлива.

 Другой проект, который активно обсуждают Россия и Иран, это строительство международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг, на участие в котором некогда также претендовала Армения. Указанный коридор имеет три маршрута – восточный (через Казахстан), транскаспийский и западный, звеном которого и могла бы стать Армения. Однако, говоря об этом маршруте, российские высшие должностные лица опять же однозначно упоминают Азербайджан.

 «БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫВАЮТСЯ В СВЯЗИ С ОТКРЫТИЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОРИДОРА СЕВЕР-ЮГ. Продолжается обсуждение вопросов, касающихся строительства его участка — железнодорожной ветки Решт-Астара. Реализация этого проекта помогла бы наладить бесшовную логистику от России и Белоруссии до иранских портов в Персидском заливе», — заявил по этому поводу Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с иранским коллегой. Напомним, что с завершением небольшого, в 146 км, участка железной дороги на иранской территории ж/д система Ирана соединится с таковой в Азербайджане.

 Чего стоят после этого данные на днях Пашиняном в контексте якобы «сбалансированной и балансирующей» внешней политики Армении определения, характеризующие отношения с Россией как «практичные и безэмоциональные», а с Ираном – как «предметные и естественные»? На деле вся пашиняновская практичность и предметность привели к тому, что Армения осталась за бортом всех перспективных региональных проектов и вынуждена за неимением реальных, «на земле», достижений, так сказать, шуршать ничего не значащими бумажками.

 Еще раньше бесталанное правительство Пашиняна «предметно» вывела из игры построенную прежними властями свободную экономическую зону (СЭЗ) «Мегри» на границе с Ираном, в которую до сих пор не удалось привлечь ни одного резидента.

 Как известно, с 1-го января 2025 года российские пограничники перестали нести службу на КПП «Мегри» на границе Армении и Ирана, что в принципе можно было бы приветствовать, но что это даст нашей стране в практическом плане, кроме вдохновенной риторики о «повышении суверенитета».

 «С государствами, которые имеют значительно меньшие экономические возможности и население, уступающее Ирану в десятки раз, наш товарооборот в несколько раз превышает текущие показатели с Ираном. С такой крупной нацией, как Иран, с населением 85 миллионов человек, естественно, объем торгово-экономических связей не соответствует нашим возможностям», — подчеркнул на пресс-конференции В. Путин.

 Совсем не исключено, что при этом российский президент имел в виду как раз Армению, с которой в силу западных санкций и, так сказать, благодаря России товарооборот за 11 месяцев достиг $11,6 млрд (с Ираном у РФ аналогичный показатель всего $4 млрд), что вдвое больше предыдущего года. Только золота из России Армения реэкспортировала примерно на $5 млрд! «Пришла свежая статистика за 11 месяцев: товарооборот России и Армении — $11,6 млрд, с ЕАЭС — порядка $12 млрд. При этом торговля с ЕС в разы меньше и падает. Это то, о чем говорит экономика и реальность», — отметил недавно вице-премьер РФ Алексей Оверчук, добавив, что, исходя из экономической и торговой статистики, Армения была основным бенефициаром членства в Евразийском (экономическом) союзе.

И этим действительно все сказано.