Специальный представитель президента США Стив Уиткофф за последние дни провел переговоры как по Украине, так и по иранской ядерной программе. Трамп после переговоров высказывался с оптимизмом, в частности, касаясь украинского конфликта, отметил, что настало время конкретными шагами закрепить позитивный ход переговоров.
МЕЖДУ ТЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОКА НЕМАЛО. ЭКСПЕРТЫ ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ТРАМП ХОТЕЛ БЫ ДОБИТЬСЯ немедленного прекращения огня на Украине без предусловий, но это не вполне устраивает российскую сторону. Имея в виду прошлый опыт, когда временное прекращение огня использовалось Киевом для подготовки к новому этапу военных действий, российская сторона намерена добиться гарантий, что подобный сценарий не повторится, прекращение огня будет использовано с пользой для будущего мирного процесса. Например, такой пользой могло стать проведение на Украине президентских выборов, сроки которых миновали еще в прошлом году.
Москва хотела бы в дальнейшем иметь дело не с Зеленским, Трамп, полагаем, относится к этой идее положительно, оценивает ее прикладной характер, но не может взять такого обязательства от имени Киева, а сам Зеленский пока стремится избежать привязки президентских выборов к прекращению огня.
Москву, конечно, интересует и вопрос смягчения антироссийских санкций, как и вопрос о том, насколько Трамп может повлиять на своих европейских коллег, чтобы последние были сдержанны в своих обещаниях многомиллиардного перевооружения Украины.
Москва отмечает, что пока эти вопросы висят в воздухе, но, полагаем, ближайшие недели покажут, удастся ли Трампу и в какой степени сломить сопротивление Киева и европейских союзников и добиться-таки прекращения огня. Судя по всему, в том числе и по оценкам Трампа, в позитивном ключе идут и переговоры Вашингтона с Тегераном. Вопреки прогнозам скептиков, что вот-вот начнется война США и Израиля против Ирана.
Можно заметить, что раздражающий Израиль позитивный ход американо-иранских переговоров в определенной степени связан с продуктивным американо-российским диалогом: позиция Москвы, ее поддержка процессу американо-иранского диалога сыграла не последнюю роль в готовности Тегерана вести переговоры с тем же специальным представителем Дональда Трампа.
Тегеран отмечает возможность прийти с американцами к согласию по иранской ядерной программе, но в свою очередь рассчитывает на встречные шаги, в частности, на смягчение антииранских санкций Вашингтона.
Сам факт того, что два процесса — американо-российский и американо-иранский — Вашингтон ведет под кураторством одного дипломата, еще раз подчеркивает определенную взаимосвязь различных конфликтов. А вместе с тем вселяет и надежду, что прогресс в одном направлении может существенно способствовать позитивным процессам в других конфликтных регионах.
За исключением нескольких озабоченных затягиванием конфликтных ситуаций столиц, будь то Баку, Тель-Авив или Лондон, подобных подвижек ждут сегодня во многих регионах мира.
