В Эр-Рияде прошел очередной раунд переговоров по Украине. Американская делегация отдельно встречалась с украинской и отдельно с российской делегацией. С последней переговоры продолжались 12 часов. Понятно, что был обсужден весь спектр вопросов, связанных с конфликтом на Украине. Не по всем позициям подходы совпадали, но разговор был оценен как плодотворный.
ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО ПО ИТОГАМ ПЕРЕГОВОРОВ ВАШИНГТОН И МОСКВА ВЫСТУПЯТ С СОВМЕСТНЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ, но этого не произошло. Сообщается, что украинская делегация была не согласна с некоторыми положениями ожидаемого заявления. В итоге Москва и Вашингтон выступили с отдельными заявлениями.
Главное, о чем удалось пока договориться, — продолжение моратория на удары по энергетической инфраструктуре России и Украины, а также о мерах по свободному судоходству в Черном море, чему должна предшествовать отмена некоторых санкций в отношении ряда российских организаций.
С учетом длительности переговоров, возможно, многие рассчитывали на большее, но удивляться, что переговоры идут не ожидаемыми оптимистами темпами, не стоит. Вспомним, как много до прихода администрации Трампа говорилось, что мир на краю пропасти, впритык подошел к новой мировой войне. Стоя на краю пропасти, в один прыжок далеко не отпрыгнешь… Но главное, что и Москва, и Вашингтон, де-факто ведущий переговоры как от своего имени, так и от имени Киева, настроены на продуктивную работу.
Пока нет главной на первом этапе договоренности – о прекращении огня. Как известно, препятствием являются опасения Москвы, что прекращение огня может быть использовано для перевооружения Украины, как это уже было. Иначе говоря, Москва считает, что при прекращении огня без всеобъемлющего урегулирования должны быть гарантии, что это время не будет использовано для поставки новых вооружений на Украину.
При этом слова Киева для Москвы никакого значения не имеют, а чтобы подобное обязательство Киева было подкреплено словом американцев, у последних должно быть согласование вопроса с теми европейскими странами, которые вопреки начавшемуся мирному процессу почти каждый день твердят о своих планах поставок на Украину не только вооружений, но и воинских контингентов.
Такая позиция, катализатором которой выступает Британия, серьезно затрудняет задачу Трампа, и сейчас его дипломатам по итогам переговоров в Эр-Рияде, где они полностью прояснили для себя подходы Москвы, предстоит убедить/уломать Лондон, Париж и их сателлитов изменить свою позицию.
Фактор Зеленского тоже существен, но не в определяющей степени. Зеленский готов воевать столько, сколько ему будут поставлять вооружения и финансы, и, если сегодня Киев готов идти на переговоры, то потому, что уже почувствовал «тяжелую руку» Трампа: Зеленский знает, что отказ от мирного процесса чреват перекрытием кислорода по многим направлениям.
Так что сегодня проблема завершения конфликта на Украине в большей степени упирается не в позицию Москвы, Вашингтона и Киева, а в позицию европейских «ястребов». Задача администрации Белого Дома, чтобы «тяжелую руку» Трампа почувствовали не только в Киеве, но и в ряде европейских столиц.