Логотип

ЧП И ЕГО АРЕАЛ

Долгожданный законопроект, который нельзя не приветствовать. Проделана серьезная работа, которая тем не менее нуждается в совершенствовании. Такова оценка депутатов о запущенном еще в 2007 году в обращение НС законопроекте "О правовом режиме чрезвычайного положения", который спустя почти 5 лет добрался до парламентского обсуждения. Представлявший документ министр юстиции Грайр Товмасян, наоборот, уверен, что нет предела совершенству, что законопроект доработан в полной мере, однако согласен принять конструктивные предложения.

ПО СЛОВАМ Г.ТОВМАСЯНА, КРАСНОЙ НИТЬЮ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ ПРОХОДИТ ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ, который исходит из принципа правового государства. Что касается сути документа, то последний регулирует вопросы силового вмешательства при введении режима чрезвычайного положения, в частности, в каких случаях и в какой мере могут быть использованы армейские подразделения. Авторы предусмотрели, что средства и силы полиции, нацбезопасности и обороны могут быть использованы для обеспечения режима особого положения при входе и выходе на территорию, где действует ЧП, для защиты объектов, представляющих опасность для окружающей среды, здоровья и жизни населения, объектов, обеспечивающих деятельность транспорта, жизнедеятельность населения, для прекращения действия вооруженных группировок и др. Причем отдельным пунктом отмечено, что армия привлекается лишь в случае невозможности решить задачу силами полиции и нацбезопасности. По словам Г.Товмасяна, законопроект прошел экспертизу Венецианской комиссии и вышеозначенные положения полностью соответствуют принятым международным нормам.

Министр отметил, что до сих пор отечественное законодательство не регулирует вопрос сроков особого правового режима и теоретически возможно продлевать его до бесконечности, что имеет место быть в некоторых странах. Документом сделана такая попытка: если ЧП объявлено на территории всей республики, то длительность его не может превышать 30 дней, для отдельных же территорий максимальный срок составляет 60 дней. Если за это время проблемы не устраняются, то для продления срока необходимо заново пройти весь процесс объявления ЧП.

Авторы четко обозначили, какие именно права даже временно не могут быть ограничены в период ЧП, а какие – возможно. Кроме того, проектом предусмотрено возмещение материального ущерба физическим и юридическим лица, который они понесли в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, или действий по устранению последствий этих обстоятельств. Те, чье имущество и материальные средства использовались для устранения последствий ЧП, имеют право на получение равноценной материальной компенсации.

Нарушители комендантского часа могут быть задержаны до истечения срока комендантского часа, а в случае отсутствия паспорта – до выяснения личности, но не более 48 часов.

ИЗ ДОКУМЕНТА ИЗЪЯТО ПОЛОЖЕНИЕ, ДОПУСКАЮЩЕЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ В ПЕРИОД РЕЖИМА ЧП, что, по словам министра, обрадовало Венецианскую комиссию. Европейцы приветствовали также включение в документ пункта, предусматривающего эффективный механизм противовеса в лице НС, который своим решением может снять введенные во время ЧП те или иные ограничения, как то: ограничение свободы слова, собрания и др.

Министр уверен, что понятию "чрезвычайное положение" дано четкое определение: ЧП объявляется только в случае наличия таких обстоятельств, которые представляют непосредственную опасность для конституционного строя. Однако эту уверенность Г.Товмасяна не разделили депутаты, по мнению которых определение размыто и перечисленных обстоятельств недостаточно. По мнению Арцвика Минасяна, Лилит Галстян, Ларисы Алавердян, Рафика Петросяна, понятию ЧП следует дать описание, перечислить его инструментарий, во избежание субъективной трактовки дать определение "непосредственной опасности конституционному строю". А.Минасян уверен, что, несмотря на указанные в документе сроки, законопроект тем не менее позволяет постоянно продлевать режим ЧП.

У Лилит Галстян после ознакомления с проектом сложилось впечатление, что парламент упомянут в документе исключительно ради упоминания. Эрнест Согомонян и вовсе настаивал на фундаментальных изменениях проекта.

Почти те же замечания сделала представившая положительное заключение профильной комиссии Лариса Алавердян, которая согласилась, что в законопроекте доминирует принцип соразмерности. По ее словам, комиссия дала положительное заключение, осознавая необходимость этого документа, но это не значит, что комиссия полностью согласна со всеми его положениями. В частности, комиссию тревожит возможное участие армии при чрезвычайной ситуации, ибо в проекте указано, что участие армии возможно, если неудовлетворительно силовое участие полиции и нацбезопасности, но не указано, где и как могут быть использованы силы армии и в какой мере. Л.Алавердян отметила, что следует уточнить полномочия президента и дальнейшую роль НС при введении режима ЧП. В некоторых европейских странах за последствия ответственность несет также и парламент, напомнила она, добавив, что вопросы "кто и в какой мере" далеко не раз поднимались в ходе заседания профильной комиссии.

Отметим, что голосование по законопроекту состоится сегодня. Не исключено, что до представления документа во втором чтении будут организованы парламентские слушания.