Стартовавший год обещает армянскому народу некий концентрат совершенно безрассудных внутриполитических, финансовых и психологических страстей, которые найдут свое отражение в форме намеченных на весну парламентских выборов. Этот концентрат — на блюдечке с голубой каемочкой — предложат ненасытному (ввиду длительного отсутствия идеологической пищи) аппетиту отечественного избирателя строгие международные судьи, которые в ранге третейского жандарма будут не только отрабатывать свою зарплату, но и откровенно забавляться. С некоторых пор Армения воспринимается в ранге одного из полноправных бомжей международного права, коих только в ООН зарегистрировано не менее полутора сотен. Отсюда, собственно, и все гуманитарные миссии. . .
Армянские партийные организации, которые откровенно принимают правила этой игры, будут грызть друг другу горло за обладание столь вожделенным блюдцем и параллельно провоцировать предвыборный психоз в рядах дезорганизованного социума, именуемого электоратом. Впрочем, беспощадная эксплуатация человеческого ресурса может иметь место всегда, однако всегда же предпочтительнее, чтобы она протекала в рамках идейной или, по крайней мере, идеологической борьбы. С сожалением приходится констатировать: в нашем случае подобного быть не может, ибо все без исключения силы (криминально-финансовые и срастившиеся с последними политические) в той или иной степени, однако, вовлечены в данную систему и их внутренние распри — не что иное, как конфликт за обеспечение максимальной близости к "кормушке международного сообщества". Вместе с тем следует отметить, что в аспекте должных — адекватных хронике и смыслу национальной жизни — перспектив армянской государственности парламентские выборы в Армении не вписываются в контекст накопленного национальной историей опыта.
Можно, конечно, по-разному оценивать имперский аппетит и соответствующие амбиции официального Вашингтона. И тем не менее актуальная американская политика предполагает наличие по крайней мере одного безупречного вектора, изначально ориентированного на курс ведения наиболее откровенной (в современном мире) дипломатии. В настоящее время из всех субъектов международного права, пожалуй, только Израиль способен конкурировать с США в этой позиции; остается лишь засвидетельствовать почтение к столь незавуалированным формам выражения собственных национальных стремлений. Сие, между прочим, есть констатация не только силы материального Тела, но и заряда идейного Духа, доказательством чему и являются национально-освободительные войны малых народов.
Откровенность же Вашингтона, обусловленная первым мотивом — официальным осознанием собственной избранности и всемогущества и, быть может, именно по этой причине часто ассоциирующаяся с цинизмом, — проявляется на каждом шагу. Одним из свежих прыжков американского откровения и стало озвученное заместителем госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии и — по совместительству! — сопредседателем МГ ОБСЕ Мэтью Брайзой заявление о том, что "прохождение железной дороги из Турции в Азербайджан через Армению отражает политику США".
Официальный Ереван все еще не склонен адекватно воспринимать содержание и направленность инициированного Турцией транзитного железнодорожного проекта Карс-Ахалкалаки-Тбилиси, а посему подобные заявления представителей Госдепа США воспринимаются в Армении исключительно в качестве позитивной новости. И вновь следует отдать должное откровеннейшей в мире американской традиции внешних сношений: в самом деле, кто в блокадной стране может усомниться в целесообразности собственного подключения к наиболее важным коммуникационным артериям?
"Мы всегда поддерживали проекты, направленные на укрепление транспортных связей, ибо стараемся развивать все те проекты, которые объединяют все страны, расположенные вдоль коридора Восток-Запад, — заявил Мэтью Брайза. — Конечно, нам хотелось бы, чтобы железная дорога, которая соединит Турцию и Азербайджан, прошла через Армению. Во-первых, потому, что это отражает нашу политику, а во-вторых, потому, что по существующей железной дороге с экономической точки зрения целесообразнее соединение Турции и той же Грузии через территорию Армении".
Это в высшей степени откровенное признание полностью отражает американскую позицию по вопросу реабилитации железнодорожного полотна Карс-Гюмри-Тбилиси-Баку, которая почему-то поддерживается и официальным Ереваном, хотя на самом деле это столь же откровенный путь в дипломатическую западню. И вовсе не деятельностью армянского лобби, как любят представлять у нас эту позицию, продиктовано заявление американского дипломата, равно как и одобренное президентом Дж. Бушем прошлогоднее решение Сената США. В данном случае имеет место очень важный момент, непосредственно связанный с настоящим, а не с парламентским выбором армянского избирателя на оси Запад-Восток, о котором мы детальнее поговорим в нашей следующей публикации.
Ведь действительно интересно знать, по какой такой главной причине Вашингтон, который рассматривает Турцию в качестве своего важнейшего стратегического партнера в данном регионе и последовательно поддерживает именно такой ее статус, принципиально выступает против прокладки железной дороги Карс-Ахалкалаки. Иными словами, почему тот же Мэтью Брайза вынужден был заявить: "Если Азербайджан, Грузия и Турция хотят провести железную дорогу, то, естественно, мы не можем возражать против этого. Но мы особо и не поддерживаем этот проект. Мы надеемся, что в ближайшее время станем свидетелями транспортной схемы, охватывающей все страны региона".
