К сожалению, в июле 2009 года корпорация «Вызовы тысячелетия» приняла решение о свертывании финансирования в нашей стране дорожного строительства, предусмотренного в рамках программы. На большинстве дорожных участков к тому времени уже были начаты восстановительные работы, временно финансируемые из государственного бюджета. В результате свертывания финансирования американской стороной правительство стало экстренно изыскивать средства на продолжение этих работ. Из «кризисного» госбюджета были выделены средства на продолжение уже начатых работ, поскольку приостановление свело бы на нет уже сделанное.
К примеру, покрытые щебнем и утрамбованные катками земляные основания будущих дорог без укладки асфальта очень быстро могли прийти в негодность. А ведь включенные в программу сельские дороги попали туда не случайно: это жизненно важные дороги, связующие наши высокогорные и приграничные общины с «большим миром». Там и без дорог проблем выше крыши, а при отсутствии надежных коммуникаций мы опустошаем наши приграничные села.
Данная программа готовилась с 2005 года, но спустя 4 года, когда началась активная фаза ее реализации, финансирование сошло на нет. О том, что именно предприняло государство для решения этого ряда проблем, мы беседуем с заместителем генерального директора дирекции автомобильных дорог Армении при Министерстве транспорта и связи Кареном БАДАЛЯНОМ.
— Что означает определение «дороги жизненно важного значения»? Как они определяются?
— Это понятие было введено еще в 2005 году, когда Всемирный банк провел в нашей стране исследования на предмет сокращения уровня бедности. Стратегическая направленность идеи восстановления «дорог жизненно важного значения» заключается в том, чтобы обеспечить каждую сельскую общину нормальной дорожной связью или с райцентрами, или с дорогами межгосударственного или республиканского значения. Смысл в том, чтобы жители общин при намерении осуществлять поездки «в большой мир» не тратились на ремонт из-за плохих дорог. При наличии плохих дорог жители сел не заинтересованы вывозить свои продукты на рынки, так как расходы на перевозку в большинстве случаев превосходят рыночную стоимость самих продуктов.
— Как определяется эффективность использования обустроенных дорог?
— Количественным методом. Мы проводим мониторинг и рассчитываем, какова была интенсивность дорожного движения до и какой она стала после восстановления дороги. На некоторых восстановленных дорогах мы фиксируем рост интенсивности дорожного движения за год почти на 100 и более процентов. Ведь при езде по отремонтированной дороге резко падают расходы на автомобильные запчасти, уменьшается расход топлива, повышается комфорт и уменьшается так называемое время в пути, а это надежные стимулы для селян производить и самим доставлять на рынки свою продукцию. В итоге – повышение уровня жизни и равномерное развитие как городских, так и сельских районов.
— И сколько у нас так называемых дорог жизненно важного значения?
— Это практически все основные сельские дороги, протяженность которых составляет в общей сложности порядка 2700 километров. Если за последние 15 лет мы уделяли много внимания реабилитации дорог государственного и республиканского значения, то до 2005 года для нормализации дорог местного значения было сделано не так уж много. Учитывая, что местные бюджеты общин не располагали достаточными финансовыми ресурсами, государство взяло решение этой задачи на себя. Можно привести такую статистику: по программе Азиатского банка развития в этом году мы закончим восстановление 224 километров дорог жизненно важного значения; по программе Всемирного банка в прошлом году было восстановлено 150, а в этом планируется реабилитировать еще 120 километров дорог жизненно важного значения. Выделяются средства и из госбюджета. Все это указывает на то, что в сфере автомобильных дорог для правительства одним из приоритетных направлений является восстановление дорог жизненно важного значения, которые очень важны для социально-экономического развития регионов. Так что даже в условиях кризиса государство изыскивает средства на их восстановление.
— А есть примеры того, что местные власти сами справляются с проблемой дорог?
— Есть, но их можно сосчитать на пальцах.
— Когда нам удастся завершить восстановление дорог, ранее включенных в программу «Вызовы тысячелетия»?
— Из 272 километров местных дорог, которые были запланированы для восстановления по первому этапу программы «Вызовы тысячелетия», осталось достроить 240. Надеюсь, что эти дороги будут восстановлены до конца будущего года. Этот срок мы планируем с учетом того, что сейчас по вопросу предоставления необходимого финансирования успешно протекают переговоры как с Азиатским банком развития, так и со Всемирным банком.
— А каково будет финансовое участие государства?
— В различных кредитах – различное. Обычно софинансирование со стороны государства составляет 20-24%.
