Логотип

АВТОР КНИГИ АРМЯНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Ушел из жизни выдающийся армянский интеллигент Левон Казарян (Микаелян), наш дорогой Левон Михайлович. Сегодня мы можем лишь горько и эмоционально принимать факт кончины этого светлого, принципиального и бескомпромиссного человека и только догадываться о масштабах реальных последствий такой утраты. Очевидно, что возникнет чудовищный дефицит умного, честного и своевременного слова, возникнет интеллектуальный вакуум, который нужно будет каким-то образом восполнять. Потому что в противном случае меркантильный интерес затмит государственный, а маргиналы назовутся гражданами. А ведь против этого всю свою жизнь и выступал Левон Казарян.

Смерть почти всегда приходит не вовремя, а в случае с нашим дорогим Левоном Михайловичем – особенно. Так много накопилось у него незавершенных исследований, а также книг, где оставалось поставить лишь одну точку. К сожалению, точку поставила сама жизнь. И тем не менее то, что успел он сделать, уже достаточно для того, чтобы считать его уход стратегической утратой.

Его блестящий перевод – причем в самый разгар Карабахской войны – исследования Раффи "Меликства Хамсы" призван был впервые ознакомить русскоязычную аудиторию и международное экспертное сообщество с историей проблемы, какой она фиксировалась еще в позапрошлом столетии. Причем сам перевод был снабжен самой ценной научной работой — примечаниями Казаряна. Или его редакторская деятельность в еженедельнике "Азатамарт" — газете, русскоязычная версия которой и по сей день остается одним из наиболее грамотных и серьезных периодических изданий, когда-либо изданных за годы Третьей Республики.

Как истинный интеллигент, Левон Казарян никогда не ограничивал свою деятельность рамками профессиональной занятости старшего научного сотрудника Института литературы. Он очень громко заявил о себе как раз в период привнесения в наш быт новых идеологий, расшатывающих шкалу национальных ценностей. Пригнанные волнами идеологических течений свежие понятия прямо или опосредованно одурманивали тогда сознание многих, призывались замещать собой действительные вызовы и угрозы, перед которыми реально стояло наше новое государство.

Монополизация права на "диагноз состояния отдельной страны" подразумевала (да и сегодня тоже подразумевает) автоматическое переложение интересов крупных держав на интересы "малых государств" и конечную их трансформацию в единый "глобальный интерес". Очевидно, что на этом фоне иммунитет малой страны обуславливается способностью именно собственными силами ставить диагноз собственному положению. Левон Казарян – именно тот автор, который выступил альтернативой как политическим спекулянтам, с одной стороны, так и публичному, и публицистическому невежеству — с другой.

Важно отметить, что вся его журналистская деятельность основательно расшатывала и устои расхожего мнения о слабости и неопределенности позиций интеллигента в смутные времена: Казарян принципиален, бескомпромиссен, порой даже жестокий и однозначный. В этой своей роли он близок к Абовяну и Раффи – первым армянским интеллигентам, идеологическое наследие которых и стало – видимо, отнюдь не случайно — предметом его профессиональной деятельности.

Поразительная актуальность материалов Казаряна являлась результатом рассмотрения автором описываемых событий именно в контексте национальной истории и именно с позиций отстаивания ее интересов. Особого упоминания достойна своевременность публицистических выступлений. Кроме того, не имея никакого намерения подвергнуть критике отечественных историков, нужно вместе с тем отметить, что подавляющее большинство из них объективно не в состоянии охватить столь широкий и вместе с тем плотный спектр чередующихся и параллельных событий.

Деятельность Левона Казаряна в качестве сотрудника периодической печати, заместителя главного редактора "Голоса Армении" позволяла ему держать перо на пульсе и рассматривать действительность в режиме реального времени. Практически ни одно из значительных событий Третьей Республики не прошло мимо его пера. В его статьях можно обнаружить такие фрагменты новейшей армянской истории, о существовании которых вообще мало кто знает. Часто это и вовсе мельчайшие эпизоды, которые, однако, наподобие клетки определяют жизнедеятельность организма. В течение всех последних лет Левон Казарян фактически рассматривал Армению в микроскоп, а посему его публицистическое наследие – это своеобразная кардиограмма общественно-политического сердцебиения армянского государственного организма, альтернатива всем тем новоиспеченным "диагнозам и рецептам", которыми одурманивается и загоняется в тупик наше общественно-политическое сознание.

Привносимые идеологические течения внедряются и в сферу национальных интересов, пытаются на фоне всеобщего нивелирования ценностей подчинить и эту сферу. Известные достижения и потери трактуются в плоскости "неминуемых", или "исторически неизбежных", чем минимизируется роль нации, народа, власти и личности. Именно на этом размытом или размываемом виртуальном пространстве смешиваются и переплетаются в единый узел шарлатаны и специалисты, маляры и живописцы, политики и временщики. В этой связи возникает вопрос: может ли армянская государственность развиваться в условиях, когда именно внешние силы (и подконтрольные им внутренние) определяют, кто в государстве нашем шарлатан и кто специалист, кто маляр и кто живописец, кто политик и кто проходимец, кто президент и кто непрезидент? Вопрос риторический, но от этого не менее актуальный.

Изданный в 2008г. двухтомник Левона Казаряна (Микаеляна) "Политическая публицистика: 1995–2008" стал очередным ответом на хаос. Он не только ответил на вопросы, но и очертил контуры реальных, а не виртуальных угроз и вызовов. На безукоризненном фактурном материале автор называл шарлатанов и преступников, конкретно фиксировал степень опасности дальнейшего развития тех или иных процессов, вскрывал их причины, а также концептуальное несоответствие с самой логикой национальной жизни. Двухтомник (сборник опубликованных с 1995г. в газете "Голос Армении" его материалов) — настоящая Книга армянской действительности, в которой отдельные тематические рубрики — "Армянский вопрос", "Национальная идея", "Геноцид армян", "Геополитика", "Внутриполитическая борьба" — гармонично дополняют друг друга, совокупно образуя публицистический " эффект Казаряна".

Конечно же, очень важна личность самого автора, так как столь характерное именно для нашего времени переплетение в единый узел людей самого разного мироощущения и калибра, к сожалению, допускает озвучивание важнейших тем со стороны весьма пестрого спектра "толкователей", воспринимающих национальные вопросы преимущественно в качестве предмета внутриполитической спекуляции. Более того, если даже то или иное "заинтересованное лицо" пытается представить армянскую общественно-политическую действительность исходя из самых искренних и благородных побуждений, то это еще никак не констатирует наличие у него должной степени познаний в соответствующей сфере. Очевидно, что немало славных программ и начинаний было загублено не только "по заговору", но и по невежеству. И сегодня с уходом столь принципиального и эрудированного человека опасность эта возрастает в несколько раз.

Вместе с тем Левон Михайлович был не только "общественным явлением", но и глубоко "личным" для многих из нас. "Человек-школа", который с необычайной щедростью делился своими всегда эксклюзивными наблюдениями, умел со свойственной только ему деликатностью советовать и со свойственной только ему бескомпромиссностью пресекать фальшь. Едва ли можно и возможно в такое горе строить прагматичные рассуждения, однако первое, что пришло на ум при скорбном известии, — необходимость издания его фундаментального исследования "Немезис", над которым он работал десятилетиями, но так и не успел поставить точку. Но это будет несколько позже, а пока можем лишь скорбеть по поводу кончины нашего дорогого Левона Михайловича и только догадываться о масштабах реальных последствий такой утраты.

"ГА"

Панихида состоится 9 июня в 18.00 по адресу: 1-й Норкский массив, ул. Ф.Нансена, 12, кв. 41. Гражданская панихида — 10 июня в 12.00 в Союзе журналистов по адресу: ул. Пушкина, 3/1. Похороны в 14.00.

НАГРАДА ЛЕВОНУ КАЗАРЯНУ

Вчера редакция "ГА" получила копию Указа президента РА Сержа Саргсяна от 7 июня о награждении заместителя редактора Левона КАЗАРЯНА медалью Мовсеса Хоренаци "за многолетнюю плодотворную деятельность".

Левон Михайлович так и не узнал о высокой награде. Он не дожил до награждения всего несколько часов…