Осканян явно испытывает армянское общество на толерантность
Ровно год назад в Ереване побывал и выступил с "сенсационными" откровениями некий Жерар Шалян, предрекший Армении и Арцаху близкую войну, бомбардировки Степанакерта и огромные людские потери. Ошарашив публику паническими "прогнозами", сей господин исчез, никак не фигурируя в дальнейшем в информационном пространстве, где, впрочем, не был замечен и ранее. Хотя пригласивший его в Армению и предоставивший трибуну для выступления фонд Вардана Осканяна "Сивилитас" громко позиционировал Шаляна как "эксперта по вооруженным конфликтам, международным и стратегическим отношениям".
Сегодня экс-министр ИД Вардан Осканян решил лично выступить в неблаговидной роли сеятеля панических настроений. Во всяком случае таково главное впечатление от его интервью радиостанции "Свобода", вызвавшего широкий резонанс в армянском обществе. Примечательно, что это один из тех редких случаев, когда интервью удостоилось резкой критики как правительственных, так и оппозиционных СМИ.
О ДЕСТРУКТИВНОЙ РОЛИ ВАРДАНА ОСКАНЯНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АРМЕНИИ наша газета писала неоднократно, обращая внимание на очевидные уже для всех негативные факторы его деятельности. Однако его неуместная неугомонность вынуждает нас в очередной раз поднять вопрос о том, имеет ли право вообще говорить о национальных интересах человек…
1. который первым из армянских политиков публично назвал освобожденные ценой крови армянских патриотов земли "оккупированными"; 2. при котором была заложена основа пораженческой дипломатии Армении в вопросе Карабаха; 3. при котором Нагорно-Карабахская Республика была вытеснена из переговорного процесса; 4. который стал проводником опасных и вредных для страны традиций "серого кардинала" тер-петросяновской политики Жирайра Липаритяна; 5. при котором МИД сформировался в качестве пассивной, бездеятельной и непрофессиональной структуры; 6. который вел тайные переговоры с турками, не считая нужным информировать об этом армянское общество.
Список "заслуг" Осканяна можно легко продолжить. Но остановимся на одном его заявлении, которое почему-то выпало из поля зрения критиков: "Известная мне планка (уступок. – М.Г.) уже в те дни была пограничной, если она снизилась, то я просто не знаю, как может принять это в первую очередь народ Карабаха, руководство Карабаха, в конце концов, армянский народ". И завершающий "аккорд" интервью: "Нашим ориентиром должны быть наши национальные интересы: что мы можем и что не можем уступить". По сути дела, экс-министр без тени сомнения декларирует неизбежность уступок в качестве меры соблюдения национальных интересов. Возникает вопрос: что подразумевает Осканян под словом "наши", учитывая, что в национальные интересы армянского народа какие-либо уступки точно не входят?
ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧТО ИМЕННО ОСКАНЯН ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ И ГЛАВНЫХ ПЕРЕГОВОРЩИКОВ от Армении в рамках Минского процесса, неизбежен и другой вопрос: почему, начиная переговоры в качестве победившей в войне стороны, армянская сторона изначально выразила готовность к уступкам? Кто уполномочивал завезенного Липаритяном "специалиста" вообще рассматривать возможность уступок с армянской стороны в процессе, где Арцах и Армения выступали, повторюсь, с позиций победителя? И кто дал ему право в несравнимо лучших условиях снижать "планку" до "пограничного уровня", тем самым обрекая армянские стороны в дальнейшем на заведомо худшие переговорные позиции? Почему его тогда не заботило – как "может принять это в первую очередь народ Карабаха, руководство Карабаха, в конце концов, армянский народ"?
Считая, что С. Саргсян "обязан обратиться к народу", Осканян забывает, что сам он, да и президенты, при которых он работал, никогда не делали этого – даже максимально и преступно снизив "планку". Что же дает ему право сегодня рассуждать об обязанностях президента, который оказался в невыгодных условиях в процессе урегулирования проблемы в первую очередь благодаря деятельности Липаритяна-Осканяна? Ведь ни для кого уже не секрет, что та тяжелая ситуация, в которой очутились к 2008 году Армения и Арцах в сфере информационной и дипломатической политики, – результат неустанных усилий названного тандема. И сегодня, когда власть старается найти выход из этой ситуации, Осканян тщится внести смуту и посеять панику в обществе, стращая народ возможностью уступок Еревана на казанской встрече.
Приведу два случая из личной практики, отлично характеризующие профессионализм и "ориентиры" этого деятеля. В 1995 году тогда еще главный эксперт парламентской комиссии по Арцаху Лариса Алавердян обратилась к нему с вопросом: "Почему армянская сторона не поднимает на переговорах вопрос оккупации Шаумяновского района?". Ответ Осканяна поразил своей циничностью: "Потому что когда мы говорим о Шаумяне, азербайджанцы говорят о Шуши"(!). И второй случай. В 2001 году, проводя интервью с баронессой Кокс о событиях в Мараге, я спросила, приходилось ли ей обращать внимание руководства армянского МИД на насущную необходимость противостоять активной политике Азербайджана? Ответ баронессы был таким: "Когда однажды я сказала об этому г-ну Осканяну, он ответил, что бумажки азербайджанцев никто не читает и они годятся только для мусорной корзины".
КОММЕНТИРОВАТЬ ЭТИ ФАКТЫ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА. ВАРДАН ОСКАНЯН – ЯВНО ИЗ КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ, к которым как нельзя лучше применима поговорка "плюнешь в лицо – божья роса". Посему остается надеяться, что острейшая критика заставит авангардиста и идеолога пораженческой внешней политики Армении прекратить наконец испытывать толерантность и провоцировать нездоровые страсти в армянском обществе, имея за спиной длиннейший шлейф фактов профессиональной биографии, отнюдь не исходящих из национальных интересов армянского народа. В противном случае он явно рискует нарваться на судебное разбирательство с предъявлением вполне конкретных обвинений в несоответствии служебной деятельности интересам государства.
Кстати, армянские пользователи социальной сети Facebook сообщают о том, что на сайте армянской службы радиостанции "Свобода" им никак не удалось поместить критические комментарии в адрес Осканяна. Впрочем, возможно, речь идет о техническом сбое с верной "ориентацией"…
