Перспектива и опасность ратификации Арменией Стамбульской конвенции сегодня волнует большинство наших сограждан. И мы продолжаем публиковать мнения, отражающие позицию самых разных специалистов, представителей армянской интеллигенции.
«ЕСЛИ БЫ Республика Армения состоялась как национальное государство, то вместо конвенции, носящей название Стамбульской, Национальное Собрание РА разработало и приняло бы Ереванскую конвенцию, в которой в усовершенствованном и актуализированном виде нашли бы отражения уникальные и успешно применяемые веками механизмы и подходы армянской цивилизации, направленные на защиту семьи, детей, женщин и материнства, — считает доктор политических наук Армен АЙВАЗЯН. — Если бы наши прошлые и нынешние власти признали Турцию враждебным государством, что давно следовало бы сделать, то сегодня о документе под названием «Стамбульская конвенция» не говорилось бы даже шепотом, а Запад и международные структуры отнеслись бы к нашим принципам и позиции с пониманием».
Как может вообще для армянства быть приемлем документ, носящий (пусть это и вошедшее в оборот его неофициальное название) имя мегаполиса, находящегося в составе государства, осуществившего Геноцид армян , да и сегодня ведущего в отношении Армении крайне агрессивную политику, включая блокаду? «Преступный Стамбул — отец и учитель Баку, — продолжает А. Айвазян. — Если бы «Стамбульская конвенция» была принята в Баку и именовалась «Бакинской конвенцией», неужто и в этом случае наши космополитные и либеральные власти настаивали на необходимости ее ратификации? К сожалению, думается: да, настаивали бы…»
По словам А. Айвазяна, можно прийти к принятию Ереванской конвенции по защите семьи, детей, женщин и материнства двумя путями.
Первый и наиболее эффективный: с целью разработки Ереванской конвенции создать на высоком уровне государственную комиссию под руководством министра юстиции с привлечением к работе комиссии специалистов — историков, этнографов, социологов, правоведов, психологов, представителей Армянской Апостольской Церкви и т.д. И дать им задание подготовить в определенные сроки проект «Ереванской конвенции», опираясь на национальный и международный опыт. Затем направить проект в парламент, где он пройдет оценку соответствующих комиссий, и только потом будет поставлен на обсуждение в НС.
«Но подобные шаги способны инициировать национально мыслящие власти, а не марионетки (речь как об отдельных руководителях, так и политических партиях), сменяющие друг друга , начиная с 1991 года. Поэтому пока подобный путь не реален», — говорит А.Айвазян.
ВТОРОЙ, более долгий и сложный путь — предоставить разработку проекта «Ереванской конвенции» внепарламентским силам, тем, которые сегодня обоснованно и решительно отвергают злополучную Стамбульскую конвенцию. И уже эти силы должны взять на себя функцию создания рабочей комиссии, опять же с привлечением армянских специалистов разного профиля и духовенства.
«Это потребует длительной работы и определенных ресурсов. Но работу можно хотя бы начать и последовательно идти вперед, независимо от того, сколько времени и усилий потребуется до тех пор, пока НС примет Ереванскую конвенцию, — констатирует Айвазян. — В конце концов, борьба во имя армянской семьи и сохранения национальных ценностей — это то же самое, что борьба за само существование Армении, то есть борьба экзистенциальная. И мы обязаны ее выиграть. Другого пути нет…»
