Знаете ли вы, что в Ереване кладбищенские территории в 3 раза превышают территорию малого центра, составляя 533,8 га, из которых 292,3 га занимают частично закрытые или полностью закрытые кладбища? Последнее зафиксировано Генпланом столицы 2005 года.
Проблема "захвата" кладбищами все больших территорий с каждым днем становится острее, и если не начать решать ее незамедлительно, то в скором времени чуть ли не весь Ереван превратится в кладбище. Во всяком случае именно так считает профессор градостроительной кафедры Архитектурно-строительного университета РА Гурген МУШЕГЯН.
"В СИТУАЦИИ КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ НЕХВАТКИ ЗЕМЛИ, если кладбища будут расширяться такими быстрыми темпами, они попросту захватят весь город, — говорит Г.Мушегян. – Многие кладбища уже настолько раздуты в размерах, что частично захватили улицы (людей хоронят у края дороги), не говоря уже о недопустимости их вторжения в жилые районы. А ведь и это уже свершившийся факт, который можно наблюдать в районе Старого Норка, Зейтуна, Тохмах гела и т.д.".
По существующим градостроительным нормам между кладбищем и жилым районом должна пролегать соответствующая санитарная зона, однако факт тот, что за счет расширения кладбищ и застройки в запрещенных местах санитарные зоны уже оказались почти повсеместно уничтожены. Причем касается это и новых кладбищ, создание которых предусмотрено Генпланом 2005 года.
"Пример – кладбище за "спандарянским промузлом", — продолжает Г.Мушегян. – По Генплану там должна была пролегать санитарная зона, однако правительство приняло решение отдать эту огромную территорию под застройку…"
То есть речь фактически идет о грубейшем нарушении Генплана со стороны правительства, которое, кстати, само же этот Генплан и утверждало. Чем чревато уничтожение санитарной зоны между кладбищем и жилым районом? "Санитарные зоны вокруг кладбищ были созданы, конечно, не случайно, — комментирует ситуацию доктор географических наук, эколог Карине ДАНИЕЛЯН. – Люди умирают от всевозможных болезней, и после погребения возбудители болезней еще долгое время сохраняются в почве. Они могут стать причиной возникновения эпидемий, например, в случае их переноса ливневыми водами. Кроме того, мы мало знаем о процессе разложения тела после смерти и о том, какие в этом процессе новые опасные микробы могут находить благоприятную среду для размножения. Кладбища озеленяют не только для того, чтобы создать соответствующую атмосферу покоя, тишины, но в первую очередь для того, чтобы очистить почву и воздух. Уничтожение санитарных зон между кладбищами и жилыми районами, то есть то, что сегодня мы повсеместно наблюдаем в столице, может привести к непредсказуемым последствиям в плане вспышек эпидемий…"
ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? ЕЩЕ В 2006 ГОДУ БЫЛ ПРИНЯТ ЗАКОН РА "Об организации погребения и эксплуатации кладбищ и крематория". Тогда же заместитель министра градостроительства Армении Карлен Геворкян пообещал, что первый крематорий начнет функционировать в столичной общине Ачапняк в 2007 году, а в 2009-м будет продолжено строительство новых крематориев по всей территории Армении. Подобное решение было принято именно из-за перегруженности кладбищ, в особенности в столице. Пока оно осталось на бумаге. Отметим, однако, что проблема была поднята еще в 70-е годы прошлого столетия, тогда уже обсуждался вопрос строительства крематория в Ереване. Было даже отведено место, но по причине отсутствия финансирования дело так и не продвинулось.
Так может ли все-таки огонь стать альтернативой земле? "Думаю, строительство крематория в Ереване действительно решит проблему перегруженности кладбищ и в разы сократит количество используемых под кладбища земель, — говорит автор проекта по созданию крематория — студентка-дипломница Архитектурно-градостроительного университета Армении Лусине МКОЯН. – В условиях острой нехватки земли и роста столицы это единственный выход. В случае функционирования крематория мы сохраним зеленые территории, сделаем более благоприятным экологический фон. Ведь кремация – процесс куда более чистый с экологической точки зрения, нежели погребение. На территории крематория предполагается устроить специальный зал для церемонии прощания с усопшим, а стена с урнами не займет много места. В Ачапняке уже отведен участок под крематорий, который удобен тем, что находится на окраине города, снабжен необходимой санитарной зоной и транспортной инфраструктурой. Вся территория составляет 155207 кв.м".
В свое время пресса писала о том, что реальной причиной торможения проекта крематория в Ереване явился запрет Армянской Апостольской Церкви. Это не совсем так, ибо подобного заявления на официальном уровне ААЦ не делала. Однако…
"ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ КРЕМАЦИИ, — СКАЗАЛ В БЕСЕДЕ С КОРР. "ГА" ИЕРЕЙ ШМАВОН ГЕВОНДЯН. – По христианскому учению тело есть храм души, и оно должно быть погребено. Кремация допускается только в исключительных случаях. Кроме того, по моему глубочайшему убеждению, строительство крематория вовсе не решит проблему перегруженности кладбищ. На самом деле необходимо принять закон об обустройстве кладбищ, жестко запретить захват огромных участков земли, на которых усопшему возводят этакие помпезные мавзолеи из гранита, занимающие много места. Ведь и это противоречит христианской традиции. Посмотрите на старые армянские кладбища – там могильные камни стоят впритык друг к другу, и все очень скромно. Скромный камень, скромная ограда – никаких излишеств и роскошеств. Такие кладбища сейчас можно увидеть, скажем, в США. Наша проблема не в нехватке земли, а в неправильном ее распределении. Будет ли делать церковь отпевание в случае, если человека кремировали? Не знаю, на этот счет не поступало никаких официальных указаний. Однозначно только то, что ААЦ противится процедуре кремирования. Это противоречит армянским церковным устоям…"
Такова позиция Церкви, которая не запрещает, но и не поощряет строительства крематория. В то же время и принятый парламентом закон вовсе не обязывает к кремации, оставляя право свободного выбора. Но в сложившейся патовой ситуации альтернатива в виде создания крематория, согласитесь, не просто желательна – она необходима, равно как необходим и жесткий запрет на кладбищенские "дворцы", озвученный тер Шмавоном. А вот что предпочесть – землю или огонь, каждый пусть решает сам. Ведь все равно придется – рано или поздно.
