Логотип

ЖИЛЬЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА

Как вы думаете, сколько лет нужно копить среднестатистическому гражданину Марокко, чтобы стать счастливым обладателем недвижимости в собственном отечестве? Ни много ни мало — 70 лет, потому что жилая недвижимость в Марокко стоит в среднем около 144 800 евро, тогда как средний годовой доход семьи составляет 2145 евро. А вот такому же среднестатистическому гражданину США, чтобы приобрести квартиру у себя на родине, понадобится всего-то не более 3 лет, если учесть, что средняя стоимость жилой недвижимости в Штатах колеблется в пределах 100000 евро, а средний годовой доход семьи равен 35384 евро.

КОНЕЧНО, ПОДСЧЕТ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НАМЕРЕННО ГРУБ, но факт тот, что, по итогам исследований компании EVANS, проанализировавшей рынки жилой недвижимости более 40 стран мира, на первом месте по недоступности оказалось Марокко, а по доступности — США. В качестве основной меры расчета доступности жилья использовалось соотношение стоимости недвижимости и доходов населения. Этот показатель учитывает соответствие цены на условный средний дом или квартиру, в зависимости от страны, среднему доходу семьи после уплаты всех налогов и выражается количеством лет, необходимых для приобретения собственного жилья.

По Армении ЕVANS не дает информации, но вряд ли можно ошибиться, если предположить, что в плане доступности (точнее, его недоступности) жилья мы куда ближе к Марокко, нежели к Штатам…

"Думаю, без помощи государства я смогу купить собственную квартиру лет, наверное, через 80, — говорит 32-летний Артак ТОРОСЯН, преподаватель истории в средней школе. — Нам с женой и маленьким ребенком до сих пор приходится жить с моими родителями. Психологически это очень трудно, но другого выхода пока нет. Позволить себе влезать под ипотечные кредиты мы не можем — слишком высокие проценты. К тому же ситуация с работой нестабильна. Сегодня в Армении мало кто может быть уверен в том, что не потеряет работу. Жена не работает, нам материально помогают родители. При этом речь идет только о том, чтобы сводить концы с концами, но никак не выплачивать банковские проценты по ипотеке. Проблема в том, что у правительства нет единой стратегии по социальному жилью, и в итоге все, что делается, не приносит реальной пользы…"

А ВОТ И ДРУГОЕ МНЕНИЕ, НА СЕЙ РАЗ ЧЕЛОВЕКА ПОСТАРШЕ. "Недавно премьер-министр Тигран Саркисян говорил о том, что наш средний класс — это представители интеллигенции. Он упомянул также о том, что большая часть армянской интеллигенции — ученые, врачи, учителя, работники культуры — живет в бедности, — говорит 55-летний Саркис БАЛЯН. — Спрашивается, что же это за средний класс такой, который вынужден прозябать в бедности. Само понятие абсурдно. Я в свое время получил квартиру от строительной организации, в которой работал, потом эту квартиру приватизировал. Но никакой возможности обеспечить своих детей отдельным жильем у меня не было и нет. Дети выросли, переженились, и все мы живем вместе, как в общежитии. Сын загорелся идеей ипотечного жилья, но выплачивать 14% годовых не смог, и в итоге отказался от своей мечты. Он получает зарплату в 200000 драмов ежемесячно, у него семья. Разве на такие деньги можно купить квартиру? Другой сын тоже с семьей живет с нами. Ютимся все вместе в 3-комнатной квартире, но выхода никакого нет, кроме как одному из них уехать в Россию по эмиграционной программе заселения. Они и жильем обеспечивают, и деньги приличные выплачивают. Пусть далеко, в Сибири, но что же делать, если здесь нет возможности устроиться?!"

Очевидно, что строительство в Армении социально ориентированным не назовешь. Условно говоря, среднему классу оно недоступно, а о семьях с очень низким уровнем доходов вообще умолчим. Было бы несправедливо утверждать, что государство вовсе ничего не делает с целью решить проблему социального жилья, которая с каждым днем становится все острее. Недавно мэр Еревана озвучил планы муниципальных властей использовать административные здания под социальный жилфонд, а также провести мониторинг с целью выяснения, сколько построенных конкретно в Ереване квартир пустуют и как их можно использовать под тот же социальный жилфонд. Кстати, по некоторым данным, около 6 тысяч квартир построено, но до сих пор не продано.

Стартовала также программа социального жилья в Армении, осуществляемая консорциумом трех армянских организаций — Фондом социального жилья, Ассоциацией общин Армении и Habitat for Humanity Armenia, которой предстоит быть реализованной во всех регионах Армении.

"Я ВИЖУ ПРОБЛЕМУ В ОТСУТСТВИИ ПРОДУМАННОЙ ПОЛИТИКИ в отношении социального жилья со стороны государства, — считает врач Гарник МАНГАСАРЯН. — Какие-то отдельные шаги делаются, но этого недостаточно, чтобы решить проблему. Мы с семьей живем по найму уже на протяжении 10 лет, и в обозримом будущем я не вижу никаких перспектив приобрести собственное жилье. Ипотечные кредиты дают под 14% годовых на семь лет. Это значит, что в итоге ты платишь за квартиру двойную цену. То есть берешь кредит, скажем, на $50 тыс., а возвращаешь $100 тыс. Разве это можно назвать поддержкой со стороны государства?"

По мнению председателя финансово-экономической и бюджетной комиссии ОС Вазгена САФАРЯНА, проблему социального жилья необходимо решать в комплексе — с привлечением как государственных институтов, так и всевозможных фондов и международных донорских организаций. Нужно объединить усилия и сконцентрировать их для достижения цели. И государство, и фонды, и сами граждане должны участвовать в процессе.

"В нашей Конституции написано, что Армения — социальное государство, — говорит В.Сафарян. — Но тогда мы должны уделять большее внимание социальным проблемам, острейшей из которых является проблема жилья. Нужны стране врачи, учителя, военные, рабочие и т.д.? Это те слои, которые в сегодняшних условиях при своих доходах не могут приобрести жилье. Но если они нужны государству, стало быть, государство должно решать вопрос их обеспеченности жильем. В советское время, если на одного человека приходилось меньше 5 кв. м жилья, его брали на учет как нуждающегося в жилплощади. Государство строило дома и давало нуждающимся жилье. Если сегодня государство действительно хочет помочь, то пути есть: можно, например, брать кредиты под жилье из международных фондов или как межгосударственный долг под 3% годовых и, минуя процент рефинансирования, строить социальное жилье, отдавая его бесплатно тем же врачам, учителям, рабочим, военным, ученым — то есть тем, в ком государство нуждается… Варианты могут быть разные — нужно только понять, чего мы действительно хотим, и разработать единую стратегию…"