Логотип

ПЕСНЯ ПРО ЗАЩИТНИКОВ ТРУДЯЩИХСЯ

ПРИНЯТЫЕ ПОПРАВКИ ДОСТОЙНЫ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ

Письмо в "ГА"

Из письма председателя Конфедерации профсоюзов Армении (КПА) Эдуарда Тумасяна главному редактору "ГА":

"Уважаемая г-жа Нахшкарян… Учитывая ваш богатый опыт работы в сфере журналистики и традиции "Голоса Армении" как газеты, известной своим правдивым словом, думаем, что в столь авторитетном издании вряд ли возможна публикация материалов, содержащих неполноценную информацию. Между тем, к нашему удивлению, статья под названием "Премьера обманули?! Речь о пересмотре принятых поправок к Трудовому кодексу" (автор Зара Геворкян), опубликованная в "ГА" 01.03.2011 г., содержит ряд неточностей, и посему мы требуем опровержения в виде ответной публикации…"

Далее в своем письме Э.Тумасян, жалуясь на то, что в вышеупомянутой статье даны искаженные, однобокие комментарии, а представленные факты не соответствуют действительности, вновь удивляется на сей раз по поводу того, что мы отразили личное мнение о поправках в Трудовом кодексе только одного — председателя Республиканского отраслевого союза профсоюзных организаций работников физкультуры, спорта и туризма РА Карлена Арутюняна, не спросив мнения других. Причем отразили не единожды, а целых три раза! В доказательство Тумасян приводит материалы, опубликованные в "ГА" 01.06.2010г. ("Чего мы добьемся, развалив профсоюзы?"), 21.12.2010г. ("Цены в сфере туризма должно регулировать государство") и 01.03.2011г. ("Премьера обманули?!")…

Как ни жаль отрываться от увлекательного опуса Э.Тумасяна, но здесь самое место удивиться нам: во-первых, одна из публикаций ("Цены в сфере туризма должно регулировать государство") вовсе не имеет отношения к поправкам в Трудовом кодексе, ибо в ней обсуждаются вопросы, связанные с развитием туризма в Армении. И с кем их, спрашивается, обсуждать, если не с профессионалом в этой сфере, коим является К.Арутюнян?

Во-вторых, тема поправок к Трудовому кодексу в плане внедрения института "представителей трудящихся", которые вправе функционировать исключительно в рамках отдельно взятого предприятия, не обладая при этом полномочиями представлять интересы трудящихся в других республиканских и международных общественных структурах, проводить демонстрации, забастовки и т.д., подробно затрагивалась в нашем интервью с председателем финансово-экономической и бюджетной комиссии Общественного Совета при президенте РА Вазгеном Сафаряном ("ГА" от 17.07.2010, "Вы часто видели добрую волю работодателя? Кому нужна кастрированная альтернатива профсоюзам?"). В данном контексте обвинения Тумасяна в однобокости публикаций выглядят, согласитесь, весьма… однобокими.

И в-третьих, когда после публикации статьи "Премьера обманули?!" с нами связалась руководитель отдела по связям со СМИ КПА Сатеник Караханян, то на ее вопрос о возможности интервью с председателем конфедерации Э.Тумасяном, мы, конечно, ответили утвердительно. Если г-ну Тумасяну есть что сказать об озвученной проблеме, касающейся поправок к Трудовому кодексу, то его мнение, безусловно, найдет отражение на полосах газеты. Посему тот факт, что Э.Тумасян вдруг решил высказаться в форме опровержения, относится исключительно к его личному выбору, а вовсе не к отсутствию такового. Что же касается голословных обвинений в однобокости и более чем прозрачных намеков на характер этой самой однобокости со стороны журналиста, то, даже не принимая во внимание все вышесказанное, хочется спросить Тумасяна: а кто вам мешал выступить вторым "боком" после первой же публикации "Чего мы добьемся, развалив профсоюзы?". Ведь в ней озвучивались те же проблемы, что и в статье "Премьера обманули?!", за исключением одной "маленькой" детали — отсутствия критики конкретно в адрес председателя КПА. Разве вы просили слова и вам его не дали? Отнюдь…

18 отраслевых профсоюзов заявляют протест

Э.Тумасян пишет, что "ГА" отразил "личное мнение" только одного председателя отраслевого профсоюза, тогда как их в Армении – целых двадцать четыре. В этой связи хотелось бы напомнить главе КПА о том, что, после того как в парламенте поправки к Трудовому кодексу прошли в первом чтении (а второе чтение еще не состоялось), руководители 18-ти отраслевых профсоюзов Армении с официальным письмом обратились к председателю ОС Вазгену Манукяну, призывая не допустить принятия поправок, напрямую ущемляющих интересы трудящихся.

В документе черным по белому отражено категорическое несогласие с внедрением института "представителей работников", обладающих равными с профсоюзами правами, за исключением самого главного права — права проведения забастовок. Такой подход приведет к тому, что работодатели просто откажутся держать у себя на предприятии представителей "профсоюзов", тем паче, что у них не будет права организации забастовок, что само по себе является нарушением конституционных прав граждан.

Займемся калькуляцией: в Армении действуют 24 отраслевых союза, из которых 18 профсоюзов подписались и поставили свои печати против принятия соответствующих поправок в Трудовом кодексе. То есть речь идет вовсе не об одном "личном мнении" – речь идет о 75%. А еще о намеренной подтасовке и искажении фактов со стороны председателя КПА Э.Тумасяна, ибо трудно предположить, что он не был в курсе вышеупомянутого документа, направленного в ОС. Кстати, Тумасян весьма возмущенно пишет о допущенной в публикации "Премьера обманули?!" ошибке – дескать, поправки и изменения в Трудовом кодексе РА были приняты не в третьем (как утверждает З.Геворкян), а во втором чтении. Действительно, очень "серьезная" ошибка, требующая опровержения! Можно подумать, она меняет суть дела…

Назначенные люди говорят только по указке

Под занавес мы приводим мнение председателя Армянского республиканского отраслевого союза профессиональных организаций работников сферы строительства и производства строительных материалов Альфреда БАБАЯНА прямой речью:

— По моему глубокому убеждению, поправки и изменения, внесенные в 2010 году в Трудовой кодекс РА, напрямую нарушают положения Конституции страны. Права граждан защищены ст.35 Конституции РА, и Трудовой кодекс должен опираться на основной документ страны, тогда как, повторюсь, он его напрямую нарушает – об этом свидетельствует ст. 113 Трудового кодекса, целиком и полностью дающая привилегии работодателю в одностороннем порядке. Она прямо носит антитрудовой характер. У профсоюзов сегодня нет возможности защищать каким-то образом права трудящихся в рамках законодательства. Работодатель может, скажем, выкинуть работника на улицу без каких-либо ограничений, полностью игнорируя профсоюзы, превращенные в "представителей работников", которые не могут представлять интересы трудящихся в республиканских и международных общественных структурах, и не обладают правом проведения забастовок. То есть нет никакого противодействия возможному произволу работодателя, у которого — все права.

После принятия поправок в Трудовом кодексе из него изъяты определения собственно профсоюзов – речь идет о представительском органе. Кто же такие будут представители работников? Понятно, те, кого назначит работодатель, кто будет защищать его интересы. Как могут представители работников выполнять ту же роль, что и профсоюз, являющийся юридическим лицом? Представительский орган или собрание – не юридическое лицо. Работодатель всегда может сказать: у меня свои представители, я не желаю иметь никакого профсоюза. Если сегодня проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке труда, условия труда, защищенность трудящихся — выходит просто ужасающая картина, и с принятием антиконституционных поправок к Трудовому кодексу она станет еще безнадежнее.

В советское время профсоюзы осуществляли жесткий контроль над здоровьем трудящихся, занимались их социальными вопросами, организацией отдыха и т.д. Сегодня ничего подобного нет, но вместо того чтобы укреплять профсоюзы, их вовсе пытаются развалить. Знаете, в чем проблема? Проблема в том, что у председателя КПА Э.Тумасяна на все случаи жизни действует этакая назначенная им "штабная" комиссия послушных его воле людей, действующих по указке. Они участвовали в обсуждении поправок к Трудовому кодексу в Министерстве труда и социальных вопросов, равно как и в парламенте. И нигде не выступали против – полный "одобрямс". Когда в ОС обсуждали поправки, я сказал, что в таком виде Трудовой кодекс не может защищать интересы трудящихся, потому что он по сути рабовладельческий. И дает права только работодателю. Тогда у членов "штабной" комиссии вдруг прорезался голос, что дало повод председателю постоянной парламентской Комиссии по социальным вопросам Акопу Акопяну выразить свое удивление: дескать, что с вами такое случилось, господа, ведь до сих пор вы выражали полное согласие с пунктами поправок? Почему же до сих пор вы не поднимали голоса, не выражали свой протест?

Заместитель министра труда и социальных вопросов А.Асатрян обратился к одному из представителей группы КПА Б.Харатяну: мол, вы же член коллегии нашего министерства, представляете профсоюзы, почему же на заседаниях коллегии вы сидите, набрав в рот воды? Да потому, что назначенные люди говорят только по указке. Тот же Э.Тумасян, избранный нами, дабы представлять интересы 24 отраслевых союзов в правительстве, не озвучивает на заседаниях правительства никаких проблем, связанных с защитой прав трудящихся в разных сферах. И мы много раз говорили ему об этом.

Проблем же – море… Рабочих отправляют в отпуск без отпускных, людям не платят сверхурочные, принимают на работу без трудового договора, освобождают с работы, не давая окончательного расчета, и т.д. Сегодня у нас на рабочих местах происходит 800-900 несчастных случаев ежегодно – из них более 20-ти со смертельным исходом. Остальные получают инвалидность разной степени. А денежная компенсация семье погибшего в связи с потерей кормильца — мизерная. То, что поправки к нашему Трудовому кодексу достойны рабовладельческого строя и этим уже нарушают подписанные Арменией Международные конвенции – очевидно. И мы неоднократно озвучивали свое мнение…

В заключение от себя добавим, что позицию еще одного председателя отраслевого профсоюза мы озвучили далеко не полностью. К сожалению, газетное пространство не безразмерное. Учитывая важность и серьезность проблематики, мы обещаем вернуться к теме, раскрыв ее гораздо глубже, чем удалось сделать это на сей раз. Уж слишком много места занял наш ответ Тумасяну…