Три экспозала и три месяца – в этом пространственно-временном формате в Национальной галерее Армении открылась выставка «Течения модернизма», ставшая своеобразной демонстрацией невидимых связей, существовавших в советскую эпоху между передовыми художниками и скульпторами Армении и Спюрка. Проект, в котором впервые раскрываются сложные и завуалированные ввиду разных политических ситуаций отношения между изобразительным искусством двух, разделенных Геноцидом 1915 г. армянских миров, стал первым опытом исследования важного пласта объединенной отечественной культуры.
ЭКСПОЗИЦИЯ СОБРАНА НА ОСНОВЕ ХРАНЯЩЕЙСЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕЕ АРМЕНИИ КОЛЛЕКЦИИ, содержащей работы таких видных мастеров, как Ерванд Кочар, Гарзу, Арутюн и Армине Каленцы, Георгий Якулов, Ованнес Алхазян, Акоп Акопян, Жирайр Оракян, Акоп Гюрджян и многие другие. Посетители могут познакомиться с примерно 100 работами 40 именитых художников и скульпторов, работавших по две стороны железного занавеса. На одном, советском полюсе, царила атмосфера жесткой цензуры, доминирующей идеологии соцреализма и ограниченного обращения к национальной истории и корням, а на другом творцы-армяне не только выплескивали пережитое народом на холсты, сохраняли в искусстве идентичность, но и осваивали новые вершины и средства выразительности. Тем не менее, между обоими полюсами существовало взаимопроникновение, что стимулировало развитие армянской живописной и скульптурной школ в советской Армении и держало в курсе событий творцов Спюрка.

Особенности взаимовлияния двух «художественных континентов» армянского мира и попытались понять кураторы выставки Асмик Бадалян и Виген Галстян. По их словам, «Течения модернизма» — это исследовательский проект, посвященный ключевому периоду в армянском искусстве XX века, охватывающему 1940-1960-е гг. и пробивающему себе путь сквозь тернии советской эпохи. Как отметил Виген Галстян, цель выставки – раскрыть ранее малоисследованные связи между художественными кругами Советской Армении и Спюрка, благодаря которым различные течения западноевропейского модернизма проникали в изобразительное искусство нашей страны.

«Процесс имел огромное значение для развития искусства и культуры Армении в условиях тоталитарной системы. Его траектория до сих пор не до конца осознана в сфере искусствоведения. Мы с Асмик Бадалян попытались понять, как эти связи формировали развитие искусства в Советской Армении в период резких политических скачков и перемен, какими были сталинские репрессии и последовавшая за ними хрущевская оттепель, брежневский застой и затянувшаяся холодная война между СССР и США, — сказал на открытии выставки Виген Галстян. – Проникая в тему исследования, мы пришли к выводу, что искусство Армении в советскую эпоху развивалось в определенной степени вне культурного и политического диктата СССР. Существовали своеобразные окна-люфты, через которые местная культура взаимодействовала, сталкивалась и даже попадала под влияние зарубежных художественных тенденций. В этих контактах искусство Спюрка играло ведущую роль, а мастера армянского зарубежья становились примером не то чтобы подражания, а творческого развития для художников и скульпторов Советской Армении».

ЭКСПОЗИЦИЯ ПОДЕЛЕНА НА ТРИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ РАЗДЕЛА, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В РАЗНЫХ ЗАЛАХ. Первый вобрал работы авторов, репатриировавших в Армению в период с 1930 по 1947 гг. Среди них Ерванд Кочар, Арутюн и Армине Каленцы, Бардуг Варданян, Мелкон Кепапчян, ставшие у истоков развития армянского модернизма середины 1950-х гг. Далее следует творчество представителей Спюрка — Ованнеса Алхазяна, Жирайра Оракяна, Симона Самсоняна, Георгия Якулова и других, чьи работы, нередко целыми коллекциями, с начала 1950-х гг. отправлялось на историческую родину в качестве дара. Это позволило не только обогатить сокровищницу отечественной культуры, хранящуюся в Армении, но и организовывать выставки, собирающие как ценителей изобразительного искусства, так и местных мастеров. Советские армянские творцы получили возможность прослеживать этапы развития живописи и скульптуры за рубежом, знакомиться с идеями и эстетикой, которые были запрещены или подвергались жесткой критике в условиях советской культурной политики.

Наконец, третий зал вобрал полотна мастеров, нередко приезжавших в Армению благодаря деятельности Комитета по культурным связям с диаспорой и других структур. Среди них можно назвать Акопа Акопяна, Гарзу, Ваана Аматуни, Поля Киракосяна и других. В разных очагах культуры проводились их персональные выставки, в ходе которых вновь происходило дарение их произведений родине. Это также создавало тесную связь между разобщенной армянской культурой, становилось почвой для развития искусства в Советской Армении, обогащения за счет опыта и достижений художников и скульпторов Спюрка, идущих в ногу с прогрессивным миром. По словам Вигена Галстяна, все эти мастера в корне изменили искусство советской Армении, привнеся в него свежие тенденции, подняв на международный уровень и послужив толчком к основанию в Армении в 1972 г. Музея современного искусства – первого во всем СССР.

«Выставка «Течения модернизма» демонстрирует, как художественные коммуникации творцов Армении и Спюрка привели к формированию пусть хрупкой, но многовекторной сети между ними, способствуя заживлению «шрамов», образовавшихся на разделенной армянской культурной реальности после Геноцида 1915 г., – уверен Виген Галстян. — Этот исторический фактор ставит под сомнение общепринятые представления о «герметичности» советского армянского искусства, предлагая более взаимосвязанное и полицентричное видение армянского модернизма XX века».
