Логотип

УГРОЗЫ СУРРОГАТНОГО МИРА

Успешно избавившись при активном соучастии Никола Пашиняна от Минской группы ОБСЕ, Ильхам Алиев сегодня нацелился на устранение еще одного препятствия для расширения своих преступных планов против армян – полную отмену 907-й поправки к Акту о свободе, запрещающей оказание прямой американской помощи Азербайджану. Как и в случае с требованием о роспуске МГ ОБСЕ бакинский диктатор считает данную поправку «несправедливой и устаревшей», более того – совершенно абсурдной.

При этом в качестве аргумента организатор этнической чистки, еще недавно методично моривший голодом армян Нагорного Карабаха во время организованной им многомесячной блокады, приводит то, что «сегодня через территорию Азербайджана в Армению идут грузы… и даже азербайджанские нефтепродукты экспортируются в Армению».

ВЫРАЖАЯ НАДЕЖДУ, ЧТО АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАМПА СМОЖЕТ УБЕДИТЬ ЧЛЕНОВ КОНГРЕССА США В НЕОБХОДИМОСТИ полной отмены поправки, Алиев цинично заявил: «Если причиной принятия поправки была блокада, то сегодня ее нет». Аналогичным образом он ранее утверждал, что раз нет конфликта (читай – раз удалось силой «решить» карабахскую проблему), то и Минская группа ОБСЕ потеряла свою актуальность. Вот такое циничное двоемыслие и своевольная трактовка событий и международных норм…

Напомним, что 907-я поправка к Акту о свободе была принята в 1992 году, когда Азербайджан осуществлял широкомасштабную агрессию против провозглашенной в полном соответствии с принципами международного права Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). В документе говорится, что помощь США «не может быть предоставлена правительству Азербайджана до тех пор, пока Президент не определит и не доложит Конгрессу о том, что правительство Азербайджана предпринимает демонстративные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного использования силы против Армении и Нагорного Карабаха».

Действие 907-й поправки периодически приостанавливалось, однако в 2024 году администрация США вновь возобновила применение ограничений. В январе 2025 года Алиев назвал это решение «проявлением неблагодарности Байдена – Блинкена». В августе того же года Трамп подписал меморандум о приостановке действия поправки.  Но  в декабре сопредседателями комитета по вопросам Армении Гасом Билиракисом и Фрэнком Паллоне в Конгресс был внесен законопроект под названием «Закон о партнерстве в области безопасности с Арменией» («ARMENIA Security Partnership Act»), направленный  на запрет президенту США отменять ограничения в отношении Азербайджана до тех пор, пока власти этой страны не предпримут четкие и измеримые шаги по установлению прочного мира с Арменией.

Среди этих шагов конгрессмены назвали соблюдение  со стороны официального Баку своих обязательств по Совместной декларации, подписанной Арменией и Азербайджаном в Вашингтоне 8 августа 2025 года, полный вывод всех военных сил с суверенной территории Армении, безоговорочное освобождение всех армянских заключенных, обеспечение сохранения армянского культурного и религиозного наследия и другие вопросы.

Фактически, американская сторона по-прежнему считает, что Азербайджан не предпринял достаточных мер для «прекращения всех блокад и других агрессивных действий против Армении и Нагорного Карабаха». И теперь бакинский режим стремится к тому, чтобы власти Армении – соучастники преступного процесса ликвидации МГ ОБСЕ, сами обратились к Соединенным Штатам и убедили их, что блокада и агрессия прекращены, и тем самым Армения лишила бы себя еще одной возможности хоть каких-то международных гарантий.

МЕЖДУ ТЕМ НИКОЛ ПАШИНЯН ПЫТАЕТСЯ УБЕДИТЬ ЛЮДЕЙ, ЧТО возглавляемое им правительство открыло для Армении и региона эпоху мирного развития.

Политолог Сурен Суренянц констатирует: «В программе правительства, принятой в августе 2021 года, «эпоха мирного развития» представлялась как содержательный и целенаправленный мир. Она предполагала не просто прекращение военных действий, но и продолжение политического урегулирования вопроса Арцаха, восстановление системы безопасности и защиту государственных интересов… Сегодня та же самая формулировка используется уже в совершенно ином смысле. «Мир» теперь определяется как относительная тишина на границе, которая не обусловлена ни институциональными соглашениями, ни правовыми обязательствами, ни международными гарантиями. Мирного договора нет, процессы делимитации и демаркации границы не завершены, а Азербайджан постоянно выдвигает новые требования, напрямую связывая их с подписанием договора». При этом политолог отмечает, что «это не классический мир, а модель перманентной капитуляции, в условиях которой государство постепенно теряет свою переговорную субъектность, а обществу под видом «мира» преподносится сформированная политическая иллюзия».

Данный суррогатный мир таит в себе множество опасностей. Несмотря на отсутствие стрельбы на передней линии Алиев все наглее требует от Армении выполнения ряда недопустимых и незаконных условий: изменения Конституции РА, заселения в Армении 300 тысяч азербайджанцев, экстерриториальный коридор. Каждое из этих требований несет в себе перспективную смертельную опасность для суверенитета Армении и армянской государственности. Более того, Анкара и Баку совместно требуют отставки Католикоса всех армян и фактического расформирования Армянской Апостольской церкви. А это прямая угроза самой армянской идентичности. Неприглядная картина становится полной, если учесть продолжающиеся незаконное удерживание в бакинской неволе армянских военнопленных и экс-руководителей Республики Арцах, оккупацию части суверенной территории РА, уничтожение тысячелетнего армянского историко-духовно-культурного следа в Арцахе.

«Нынешняя ситуация представляет собой недовершенный и несправедливый мир, который не может быть постоянным, это нестабильная ситуация, склонная к перерастанию в войну», – утверждает политолог Степан Гасан-Джалалян.

Тем временем бакинский диктатор продолжает твердить, что «в сегодняшнем мире такого понятия, как международное право, не существует», что международные нормы не работают и мир движется к отношениям, основанным на силе, сотрудничестве и союзах, а не на юридических правилах.

С этим не согласны арцахцы, которые уверены, что подлинный, стабильный, институциональный мир между Арменией и Азербайджаном невозможен без реализации исконного права народа Арцаха на самоопределение. Вопреки целенаправленным попыткам властей Армении внушить внутренней и внешней аудитории, что вопрос Арцаха закрыт навсегда, сами вынужденные переселенцы борются, как могут, продолжая верить в возможность восстановления правовой, исторической и общечеловеческой справедливости.