Логотип

«ИРАН И КАВКАЗ» — ФЛАГМАН МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОСТОКОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ

Международный журнал «Иран и Кавказ» (Iran and the Caucasus, Brill: Leiden-Boston, www.brill.nl/IC ), основанный известным востоковедом Гарником Асатряном и выходящий под его редакцией в голландском издательстве Бриль, отметил свое 20-летие. О том, как удалось научному изданию, созданному в один из наиболее драматичных периодов истории Армении, превратиться в серьезный международный бренд, рассказывает заместитель главного редактора журнала Виктория Аракелова. 

— Г-жа Аракелова, журналу «Иран и Кавказ» исполнилось 20 лет. Срок солидный. Уже можно с уверенностью говорить об особом статусе издания и его востребованности научным сообществом.

— Действительно, 20 лет – это рубеж, и можно говорить о научном журнале как о состоявшемся явлении. «Иран и Кавказ» достаточно быстро завоевал международное признание, стал одним из самых рейтинговых востоковедческих периодических изданий мира. Уже более 15 лет он выходит в престижном, старейшем в Европе научном издательстве. Основанный в 1863 году голландский Бриль — инициатор  большинства крупнейших периодических изданий по ориенталистике, таких, как, например, «Энциклопедия ислама» и проч.

То, что продукт, созданный в Армении в 90-е, привлек знакового издателя и обрел огромную аудиторию, может показаться невероятным. Ведь первое десятилетие независимости было критическим для нашей страны, когда даже многое из наработанного, состоявшегося было утрачено, а создание чего-то нового, тем более продукта международного уровня, казалось невозможным. Этот журнал – результат исключительно научного энтузиазма, он создавался без поддержки государства или частных фондов. Но именно ранний период независимости отмечен интересной ситуацией: с одной стороны, тяжелейший кризис во всех областях после развала СССР, с другой –  директивы сверху перестали иметь решающее значение, и пассионарные личности смогли проявить  собственную инициативу. Это стало основным посылом для появления в Армении подобного феномена. Журнал возник не на пустом месте. Основатель «Ирана и Кавказа», профессор Гарник Асатрян, ранее создал два достаточно весомых периодических издания: «Армянский востоковедческий журнал «Иран-наме» (1993), выходящий до сих пор и ставший важным элементом культурного поля Армении, а также Acta Kurdica (вышедший в 1994 г. в Curzon Press, в Лондоне) – журнал по курдологии достаточно узкой направленности. Затем возникла идея многодисциплинарного издания, с фокусом на актуальных проблемах региона, коим и стал «Иран и Кавказ».

— В чем отличие вашего журнала от других востоковедческих изданий? Чем обусловлен его успех?

— «Иран и Кавказ»  был задуман как журнал классического типа. Мы стремились, оставаясь в пределах жесткого академизма – важнейшей составляющей успеха, — создать новое инновационное пространство,  объединяющее и признанных, авторитетных ученых, представителей традиционных школ, и исследователей с новым взглядом, с порой нестандартными подходами к анализу, но укладывающимися в рамки классической методологии. Период конца ХХ – начала ХХI века создал естественную нишу для такого концепта.

Становление журнала совпало с периодом  возникновения множества конфликтных зон. И научный анализ  политических событий в этих зонах,  этнодемографической и социолингвистической ситуаций, прочих  аспектов всегда оставались в центре внимания журнала.

Важное преимущество «Ирана и Кавказа» —  многодисциплинарность,  что всегда расширяет аудиторию. Однако у журнала есть и свой «конек» — особый фокус на этнодемографию Переднеазиатского региона,  ее наиболее «эзотерические» составляющие – заза, курдов, езидов и т.д., на контактные зоны.

Важно и то, что журнал стал международной площадкой для ученых  нашего региона, в частности Северного Кавказа. Труды этих специалистов, в том числе и очень высокого уровня, десятилетиями выходили только в местных или российских изданиях, а «Иран и Кавказ» сумел представить их  международной аудитории. Отчасти это касается и работ иранских ориенталистов. Дело в том, что иранская (и шире — восточная) гуманитарная традиция принципиально отличается от европейской — она отмечена неким мифологизмом. «Иран и Кавказ» выбирает в этом огромном поле действительно ценное.

Несмотря на многодисциплинарную структуру,  предполагающую и анализ современных политических событий в регионе, журнал остается изданием классического типа. Он предполагает гармоничное сочетание консерватизма и инновационных подходов к науке. Но приоритет всегда отдается фундаментальным работам в любой области, основанным на солидных первоисточниках.

Именно поэтому «Иран и Кавказ» — рецензируемое академическое издание, индексируемое во всех значимых системах, – Web of Science, Scopus, Index Islamicus и т.д.

— В рамках деятельности вашего журнала проводится и множество научных конференций, последняя из которых была посвящена юбилею «Ирана и Кавказа».

 Журнал 'Иран и Кавказ'— Под эгидой «Ирана и Кавказа» прошли десятки научных конференций — как специфических, посвященных отдельным направлениям востоковедения, например, по заза, талышам, кавказским татам — автохтонным народам региона, так и многодисциплинарных, охватывающих огромный ареал. Отмечу такие крупные форумы, как «Тюркский мир, Кавказ и Иран» (2009), «Иран и Кавказ: 15 лет достижений» (2011) и проч. Как и сам журнал, эти конференции стали сборной точкой передовых ученых  всего мира и в международном научном дискурсе получили знаковое название «Ереванские конференции». На них традиционно съезжаются ученые из большого числа стран. Каждая конференция отмечена участием мэтров в своих областях, что всегда  прекрасный шанс для начинающих ученых почувствовать высокую планку, не скатиться до провинциализма в исследованиях и узкого взгляда на науку. Ведь у науки одно измерение – международное.

Нынешняя, юбилейная конференция 20 Years of Iran and the Caucasus, проходившая в конце октября в Агверане, собрала порядка 80 специалистов из Австралии, Австрии, Армении, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Италии, Испании, Китая, Польши, России, в том числе из Дагестана и Осетии, США, Турции, Франции, Швейцарии.

— Кто взял на себя организацию конференции?

— Конференция прошла под эгидой журнала «Иран и Кавказ», а соорганизаторами стали Кавказский центр иранистики в Ереване, на базе которого издается журнал, Российско-Армянский (Славянский) университет и Институт автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона, при информационной поддержке ARMACAD. Среди участников были и те, кто шел все эти 20 лет рядом с нами – члены редколлегии журнала,  постоянные авторы. Они отметили весомый вклад «Ирана и Кавказа» не только в академическую науку, но и  развитие и укрепление связей между учеными разных стран. Особо отмечу постоянное участие в наших мероприятиях дагестанских коллег, сотрудничество с которыми всегда было плодотворным. Большими делегациями были представлены также Италия – страна с традиционной школой ориенталистики, переживающей сегодня особый взлет, Польша, с востоковедческими кругами которой у нас давние и продуктивные связи, и, разумеется, Иран.

В своем выступлении на открытии конференции проректор Славянского университета Паргев Аветисян отметил, что сегодня «Иран и Кавказ» является знаковым гуманитарным брендом Армении. Эта высокая оценка обязывает.

— Какие вопросы обсуждались на последней конференции?

— Тематика была чрезвычайно разнообразной — древняя история региона, манихейство, зороастризм, лингвистика, средневековая классическая литература, история христианства и ислама в регионе, современная история, политология и проч. Были организованы специальные секции по езидоведению и талышеведению — двум достаточно узким, но очень актуальным областям востоковедения. Вопросы езидоведения сегодня, помимо собственно академических аспектов, актуализированы Ближневосточной драмой, сопровождающейся беспрецедентными гонениями на езидов. В докладе «Геноцид езидов» бывшего официального представителя комиссии ООН по делам беженцев Питера Николауса были представлены задокументированные данные, позволяющие говорить о геноциде этого народа со стороны ИГИЛ. Тематика докладов по езидоведению была  разнообразна – от элементов суфизма и гносиса в езидизме до современных трансформаций в идентичности, обусловленных, в частности, новой тенденцией — распространением христианства среди езидов. Секция по талышеведению представляла собой научный отчет по проекту, реализуемому группой армянских ученых под руководством профессора Асатряна, — сравнительному анализу талышей Ирана и Азербайджанской Республики – их культуре, диалектным особенностям и т.д.

Конференция прошла успешно и получила самые положительные отзывы международного научного сообщества. Участники особо подчеркнули высокий уровень академизма мероприятия, еще раз продемонстрировавшего, что «Иран и Кавказ» действительно стал символом объединения Запада и Востока, площадкой для плодотворных научных дискуссий ученых всего мира.

— Многие ученые характеризуют «Иран и Кавказ» как один из самых перспективных научных проектов. Какие у вас планы на будущее?

— Я не люблю слово «проект» — оно отдает чем-то просчитанным до мелочей, негибким, лежащим исключительно в области рационального. Думаю, наш журнал потому и состоялся, что мы видели в нем не проект, а идею: все эти годы мы просто делали свое дело, которое было нам интересно и которое считаем важным для нашей страны и науки. Дело, требующее максимальной отдачи, не может состояться, если подходить к нему только как к проекту. «Иран и Кавказ» —  весомая часть нашей собственной биографии.

Как и прежде, мы намерены активно работать, создавая возможности и условия для других: продолжим с Божьей помощью издавать журнал и сопутствующую серию монографий, организовывать, как и прежде, регулярные экспедиции в самые загадочные уголки нашего потрясающе интересного региона, созывать конференции. Есть планы по развитию востоковедения в рамках Российско-Армянского Университета. РАУ уже поддержал несколько наших инициатив, подписаны договора с рядом зарубежных академических институтов. Как отметил проректор РАУ профессор Аветисян: «Отрадно, что в основе новой стратегии нашего университета лежит такой солидный базис, как «Иран и Кавказ» и признанная научная школа Гарника Асатряна».

Мы открыты для сотрудничества и менять свою стратегию не собираемся.