30 апреля в Ереване состоится концерт всемирно известного музыканта Чико Фримена. Он выступит вместе с Государственным джаз-оркестром Армении. Это уже второй приезд в нашу страну одного из лучших джазменов мира. Чико Фримена называют Декстером Гордоном новой музыки, музыкальным путешественником, изобретательным полистилистом, но темпераментная манера игры и выразительное звучание — лишь малая часть многочисленных достоинств этого выдающегося тенора-саксофониста, флейтиста, кларнетиста и композитора нового времени. Кроме многочисленных сравнений с великими музыкантами в истории джаза, которыми одаривали Чико критики, его можно назвать своеобразным мессией, стирающим своим творчеством грань между поколениями и, словно магнитом, притягивающим своим эклектическим стилем новые возрастные категории слушателей. А сам этот удивительный музыкант так говорит о своей внутренней свободе и безграничных музыкальных возможностях: «Моя цель — исследовать новые миры, и я не хочу быть ограниченным категориями и рамками. Возможности могут быть ограничены только лишь нашим воображением. Но в пределах царства моего воображения ограничений нет».
Корр. «ГА» на днях связался с Фрименом и попросил ответить на несколько вопросов.
— У меня сложились яркие и незабываемые впечатления от моей первой поездки в Армению. С удовольствием выступал с армянскими джазменами, высокого класса музыкантами — Левоном Малхасяном, Ваагном Айрапетяном, Арменом Уснунцем. Очень буду рад вновь сыграть с ними.
— Г-н Фримен, вы выросли в музыкальной семье?
— Я родился в 1949 году в Чикаго. C самого детства меня окружал джаз без ограничений. Отец, Вон Фримен, был легендарным саксофонистом, аккомпанировал многим блюзовым музыкантам. Ну а первым моим инструментом будущего стала труба моего брата Эверетта, найденная в подвале нашего дома. И немалую роль в первоначальном выборе инструмента сыграло творчество Майлса Дэвиса, которым я был очарован с детства.
Мой отец играл в оркестрах Хораса Хендерсона и Sun Ra. С детства интересовался музыкой. В 1972 году окончил Чикагский Северо-Западный университет по классу саксофона и продолжил свое музыкальное образование в Чикагском губернаторском университете по классу композиции. В 1974 году переехал в Нью-Йорк. Там стал выступать со многими известными джазовыми музыкантами — Сэмом Риверсом, Сесилом МакБи, Дженни Ли, а в 1977 году выпустил свой первый альбом. В 1980-е годы создал группу BRAINSTORM, а также входил в ансамбль LEADERS. С 1986-го — участник легендарного секстета The Leaders. А с 2006 года по моей инициативе этот коллектив был вновь возрожден и до сих пор радует своими импровизациями поклонников по всему миру. Среди других моих проектов могу назвать группу Roots, сформированную в 1991 году, во время празднования годовщины изобретения саксофона Альбертом Саксом. И, конечно же, самый, на мой взгляд, удивительный проект — афрокубинская группа Guataca, с которой выпустил эклектичный альбом Oh By the Way.
— А сколько в общей сложности у вас альбомов?
— Более 20, не считая многочисленных записей в качестве сайдмена.
— Господин Фримен, ваша супруга — армянка и родилась в Эчмиадзине. Где же вы познакомились?
— C Нелли мы познакомились в Афинах в 2003 году, когда я был на гастролях. Она училась там на психолога. Познакомились на дне рождения моего друга, супруга которого дружила с Нелли. Влюбился с первого взгляда и за столом никак не мог найти повод для разговора. Позже сделал вид, что мой телефон плохо работает, и попросил ее позвонить. Так узнал ее номер, на следующий день позвонил и пригласил на концерт. C этого все и началось.
— Вы сейчас живете в Швейцарии. Это был ваш выбор?
— Дело в том, что я много гастролирую, и мне легче ездить из Европы. В Швейцарии родилась наша дочь Даная-Ани. Ей уже 8 лет, она свободно говорит на русском, и сейчас мать старается с ней говорить на армянском. Когда ее спрашивают, кто она по национальности, она говорит: «Ес ай ем».
— А какие впечатления у вас сложились об Армении?
— Когда я приезжаю на гастроли, у меня практически не бывает времени осмотреть город. Об Армении и истории вашего героического народа мне все время рассказывает Нелли. Я живу на этой земле и, конечно же, знаю о Геноциде армян и считаю, что ни одна несправедливость и жестокость, а тем более направленная на целую нацию, не должна быть стерта из памяти. Мне ваша боль знакома и понятна. Мы тоже пережили подобное, когда нас выселяли с нашей исторической Родины — Африки. Эта боль передается из поколения в поколение, и ее забыть невозможно. Наши народы очень схожи и своим темпераментом, и кухней. Я считаю, что все страны мира должны признать Геноцид армян. Это нужно не только вашему народу. Такие преступления не должны повторяться никогда. Что касается армян, то я восхищен вашей добротой и гостеприимством. Не успел я в прошлый раз сойти с трапа самолета, как меня окружили улыбчивые и красивые люди. Я много езжу по миру, но такое встречается очень редко. В основе джаза африканские корни тех чернокожих, которых зверски изгнали из своих земель и поработили. Справедливость на земле когда-нибудь восторжествует. А музыка — это воплощение этого света.
— Что на этот раз услышат любители джаза?
— Я буду играть мои новые сочинения и, конечно же, армянские композиции.