Логотип

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА АРЦВИНУ ГРИГОРЯНУ

29 сентября в Ереване на стене дома на столичном проспекте Саят-Новы открыта мемориальная доска академику Международной академии архитектуры, доктору архитектуры, профессору, заслуженному архитектору Армении Арцвину Гайковичу Григоряну. Автор доски —  архитектор Иза Чолахян.

Торжественное мероприятие собрало большое количество людей. Пришли его друзья и коллеги, студенты и журналисты, родственники и даже люди, которые лично Арцвина Гайковича не знали.

АРЦВИН ГРИГОРЯН — ОДИН ИЗ ТЕХ, БЕЗ КОГО НЕМЫСЛИМО ПРЕДСТАВИТЬ СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ. Воспитанный в семье ереванских интеллигентов — прекрасного художника-керамиста Рипсиме Симонян и отчима, знаменитого хирурга Рубена Пароняна, Арцвин Григорян приобрел удивительно тонкое чувство художественного вкуса и глубочайшую эрудицию. С ним можно было говорить бесконечно долго, и разговоры выходили далеко за рамки архитектуры — профессии, которую он любил и которой был предан всю жизнь. Арцвин Гайкович — типичный представитель шестидесятников, людей, которые были гордостью нашего города, создавая ту уникальную ауру, которая царила в Ереване в неповторимые 60-70-е годы прошлого столетия.

После окончания архитектурного факультета Ереванского политехнического института Арцвин Григорян с 1959 года работал в институте «Ереванпроект». С 1981 по 1986 гг. — первый заместитель председателя Госстроя Армянской ССР, с 1974 по 1992 — председатель Союза архитекторов Армении. В 1991 году он основывает в ЕрГУАС кафедру градостроительства, возглавляя ее до 2008 года.

Основные труды архитектора посвящены истории и теории современной архитектуры Армении, проблемам градостроительства и охраны окружающей среды. Арцвин Гайкович — автор более 150 статей по разным вопросам градостроительства, архитектуры и искусствоведения. Разработанная под его руководством ландшафтная организация зоны отдыха в ущелье реки Раздан в Ереване получила в 1977 году Государственную премию Армении, чуть раньше, в 1974 году, проект планировки и застройки центра Еревана завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе.

  Архитектор Арцвин Григорян…Я ВСПОМИНАЮ, КАК НЕЗАДОЛГО ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ ОН НАИЗУСТЬ ЧИТАЛ стихи любимых поэтов, с ностальгией рассказывал о том теплом и уютном Ереване, который мы потеряли… Каждый раз после интервью нашей газете, которую Арцвин Гайкович любил и ценил, наш разговор выходил далеко за рамки архитектуры. В удивительно гостеприимной квартире блестящего знатока поэзии, живописи, кинематографии сохранилась аура золотых 60-70-х годов. Иногда к нам присоединялась его супруга Донара, обаятельная и интеллигентная женщина.

Председатель Союза архитекторов Армении Мкртич Минасян с большой теплотой вспоминает своего старшего коллегу: «Арцвин Григорян — архитектор от Бога — это явление. В те годы архитекторы республик бывшего СССР много общались и часто ездили друг к другу. Так вот, где бы я ни находился, меня просили передать привет Арцвину. Его знали и любили далеко за пределами Армении. Удивительно легкий и коммуникабельный человек. И разница в возрасте между нами абсолютно не мешала общению. Я бесконечно благодарен судьбе, что на моем жизненном пути встретился такой человек. C уверенностью могу сказать, что Арцвин Гайкович был лучшим председателем Союза архитекторов Армении. Он смог спасти здание союза, когда в начале 90-х годов над ним нависла угроза».

С большой теплотой вспоминала своего учителя нынешний заведующий кафедрой градостроительства ЕрГУАС Заруи Мамян: «Для меня сегодня большая честь находиться здесь. Арцвин Гайкович украшал наш город, являясь одним из передовых людей своего времени. Он для меня и сейчас жив. Человек удивительно поэтической натуры, будучи очень точным, строгим и требовательным в работе, он был и бесконечно добрым и романтичным. Арцвин Гайкович мог, к примеру, во время тяжелого обсуждения какого-либо проекта вдруг разрядить обстановку чтением стихов Есенина или Блока. А каким внимательным он был руководителем! Он помнил все без исключения даты рождения своих друзей, коллег и подчиненных, звонил, поздравлял. Как жаль, что таких людей, как Арцвин Гайкович, в нашем окружении становится все меньше. Раньше наш Ереван украшала его мама — скульптор Рипсиме Симонян, позже они вдвоем, а теперь семейные традиции продолжает дочь Аревик».

«Арцвин Гайкович был не только блестящим архитектором, но и преподавателем, — cказал ректор ЕрГУАС, заслуженный строитель Армении Гагик Галстян. — Он воспитал целую плеяду архитекторов, некоторые из них сегодня сами стали преподавателями. Мы всегда будем помнить нашего дорогого Арцвина».

«МЕЖДУ НАМИ БЫЛА БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ, ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Но общались мы много: и в последние годы, и особенно в период, когда он возглавлял Союз архитекторов Армении, а я тогда жил в Ереване, — вспоминает профессор МААМ, председатель Российского отделения Союза архитекторов Армении Карен Бальян. — Союз архитекторов Армении он возглавлял долго — 17 лет, и это было время его самой активной деятельности. Был секретарем СА СССР. Тогда его известность и популярность выходили далеко за пределы Армении. В Москве, Ленинграде, Тбилиси — всюду Арцвин Григорян был persona grata. Арцвин Григорян всецело принадлежал к поколению шестидесятников — уникальному времени для творческих натур. Ереван эпохи «физиков и лириков» был особенным. И физики были мировые — был построен первый в СССР электронный ускоритель, академик Амбарцумян из обсерватории в Бюракане дотягивался до краев Вселенной. И лирики были первоклассные — молодые поэты, художники, композиторы. А ведь жив был и работал великий Сарьян. Из Москвы часто приезжал Арам Хачатурян. Особенность Еревана была еще и в том, что много связей было с диаспорой — молодой Азнавур выступал с концертами, Уильям Сароян — с лекциями. В последние годы Арцвин Гайкович, объездивший полмира, не выезжал из Армении, из своего Еревана. Большую часть времени он отдавал молодым на кафедре градостроительства, которую возглавлял и которая теперь носит его имя».

 С матерью - скульптором Рипсиме СимонянВ одном из последних интервью нашей газете Арцвин Гайкович сказал: «Увы, факты градостроительного произвола мы видим в столице повсеместно. Вместо разгрузки центра Еревана продолжаются его переуплотнение и застройка. Здания, в том числе и многочисленные высотки, строятся независимо от требований окружающей среды и утвержденных градостроительных документов. Превалируют интересы отдельного частника, а не интересы города, тогда как должно быть наоборот. С экологией Еревана и вовсе беда. Скоро в столице просто нечем будет дышать. Это самоубийство. То, что осталось под названием «зеленые насаждения», не имеет ничего общего с понятием «озелененная территория».

Человек, отвечающий за профессию, должен чувствовать ответственность. Если он ее не чувствует, то должно вмешаться руководство. Если же руководство поддакивает, о чем мы тогда вообще говорим? Очевидно, что система любой застройки должна способствовать сохранению и обогащению исторически сложившегося облика города. Применительно к Еревану все это мы уже практически потеряли. Архитектура — самая устойчивая и самая откровенная биография страны. Сейчас для нас характерны отрицательные оценки своей биографии. Если беспредел в сфере градостроительства будет продолжаться такими темпами, через 10 лет мы будем иметь еще худший Ереван, нежели сегодня». К сожалению, слова профессионала высочайшего класса оказались пророческими.

… Прошло уже 5 лет, как нет с нами Арцвина Григоряна… Это неправда, что время лечит. Оно просто притупляет горечь потери. И неправда, что незаменимых людей нет. Еще как есть… Как же вас не хватает, дорогой Арцвин Гайкович…