ТРУППА ОДНОГО ИЗ СТАРЕЙШИХ ТЕАТРОВ РОССИИ ДОСТАТОЧНО ВНУШИТЕЛЬНАЯ и включает в себя много именитых артистов, имеющих почетные звания. Репертуар тоже достаточно богат — около 30 постановок — от классических оперетт Кальмана и Штрауса до современных мюзиклов Уайлдхорна и Стейнмана. Словом, ожидания от ереванского выступления были самые радужные. Тем более что мюзиклами ереванцев никто не балует. И потому зал был заполнен до отказа любителями жанра. Плюс масса студентов театрального института, других музыкальных учебных заведений, которых пустили без билетов посидеть на ступеньках.
Словом, спектаклю предшествовала атмосфера радостного ожидания. Но очень скоро настрой публики (по крайней мере той ее массы, которая была знакома с оригиналами представленных мюзиклов и кинофильмов) быстро сменился унынием. Да, был вначале эффектный занавес, который после первого же номера «ушел!» и дальше действо шло на практически пустой сцене. Дело слегка спасал огромный экран на заднике, на котором демонстрировались какие-то картины, в той или иной мере оформлявшие происходящее на сцене.
Остался неясным и принцип подбора музыкальных номеров. «Кабаре» и «Граф Монте-Кристо», «Звуки музыки» и «Элизабет». Они не были никак связаны между собой ни тематически, ни временным отрезком, ни авторством, ни даже создаваемой атмосферой. Хотя если ознакомиться с репертуаром театра, то можно предположить, что в гастрольный спектакль включили номера из тех постановок, которые имеются в репертуаре театра. Не было замечено даже попытки создать единое действо, объединить номера какой-то логикой или хотя бы вставками ведущего.
ГЛАВНОЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ СПЕКТАКЛЕ, КАК ИЗВЕСТНО, ЭТО ОРКЕСТР И СОЛИСТЫ. К достаточно большому оркестру претензий нет. Играли хорошо, звучали сочно, не глушили вокалистов. И, конечно, спасибо за это звуковикам. А вот к кордебалету и певцам претензии есть. Ведь, как ни крути, основное внимание приковано именно к ним. Итак, вокалисты частенько пели «мимо нот», а кордебалет танцевал откровенно плохо. Да и хореография была невыразительной.
Чем обычно берут актеры на Бродвее или в театрах лондонского Вест-Энда? Тем, что поют и танцуют так, как будто делают это в последний раз. Как будто от этого зависит их жизнь. На сцене театра имени Сундукяна в тот вечер зрители всего этого не увидели, их не обжог жар сердец исполнителей, и ереванцы не почувствовали теплоты душ питерцев. Холодновато было в зале. И аплодисменты после основной массы номеров были лишь знаками уважения.
При некой схожести оперетты и мюзикла тембры голосов у вокалистов этих театров разные. Питерцы предстали хорошими, опытными, классическими опереточными артистами. Если бы они пели арии из оперетт «Свадьба в Малиновке» или «Летучая мышь», все наверняка было бы просто здорово. Но в данном случае их голоса и вокальная техника, манера поведения на сцене работали против них, демонстрируя классическую школу оперетты. А главное — в ушах все время звучали голоса таких мастеров жанра, как Лайза Минелли, Куин Латифа, исполнителей из голливудских фильмов, которые заинтересованный слушатель знает практически наизусть…
СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ НАДО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ НОМЕРА при всем при том были уж очень хороши. Вера Свешникова с арией из мюзикла «Моцарт!», Агата Вавилова в роли Люси из «Джекила и Хайда». Но, пожалуй, самый большой и заслуженный успех пришелся на долю Натальи Диевской и Лики Рулла. Вот они показали настоящий мировой уровень, исполнив классический (по всем параметрам) номер из мюзикла Кандера «Чикаго». И если вокал все же слегка подкачал, то в хореографии они были просто великолепны. И некие огрехи с лихвой покрыл тот самый необходимый кураж. Ну и закрывающий спектакль номер «Короли ночной Вероны» из французского мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» просто ошеломил. Вот это был класс! Вот это была работа! И солисты Кирилл Гордеев, Ростислав Колпаков, Игорь Кроль и артисты хора и балета просто дали жару. Правда, в оригинал были внесены кое-какие изменения, но это пошло лишь на пользу номеру. Словом, концовка получилась ударной.
Конечно, не будем сравнивать с Бродвеем. Не сравнивать и петербургскую и московскую труппы театра оперетт. Но если все же сделать это, то боюсь, что сравнение опять будет не в пользу питерской. По крайней мере, если сравнивать те спектакли, что удалось посмотреть. Московские «Граф Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина», и даже посвященный 90-летнему юбилею московской оперетты, кстати, тоже сборный спектакль, это действительно мировой уровень. Но давайте оставим сравнения, это дело, как известно, неблагодарное. В целом ереванская публика, особенно та ее часть, что пришла просто посмотреть на красивое действо, ушла довольной — красивые артисты, выигрышные музыкальные номера, по-своему торжественная атмосфера — что еще нужно зрителю? Ну и пусть, что не Бродвей.