КНЯЖНА ТАРАКАНОВА НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ
Недавно на сцене Национального театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова впервые был представлен на суд зрителей хореографический спектакль "Греховные страсти", поставленный хореографом Римой Пипоян специально для ведущей балерины этого театра, заслуженной артистки Армении Марии Диванян.
МАРИЯ ДИВАНЯН - ПОТОМСТВЕННАЯ АКТРИСА И ТАНЦОВЩИЦА. Ее дед по материнской линии - Ахиллес Павлиди - многие годы был ведущим актером Ереванского русского драматического театра им. К. Станиславского. Бабушка - актриса оперетты. Мать - Елена Павлиди - балерина театра им. Ал. Спендиарова, в 1970 - начале 1990-х исполняла ряд ведущих партий как в классических, так и современных балетах. Отец, народный артист Армении Ованес Диванян - выдающийся танцовщик - создал множество ярких, надолго запомнившихся современникам образов. Уже с детских лет было совершенно очевидно, что Мария унаследовала не только танцевальные и актерские данные, но и сценическое обаяние.
В 1992 году по окончании Ереванского хореографического
училища (класс народной артистки Армении Л. Семановой) Мария стала исполнять
сольные, а вскоре и главные партии в спектаклях театра им. Ал. Спендиарова. По
сей день является ведущей балериной этого театра. В ее репертуаре - партии
Гаянэ (в одноименном балете А.Хачатуряна), Мирта ("Жизель" А.Адана),
Китри, Уличная танцовщица, Повелительница дриад ("Дон-Кихот" Л.
Минкуса), Кармен ("Кармен сюита" Р. Щедрина), Дездемона, Эмилия ("Павана
мавра" на музыку Г. Персела), Эгина ("Спартак" А. Хачатуряна),
ведущие партии в балетах "Шопениана", "Видение розы", Леди
Капулетти ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева) и ряд других. В 90-е
годы принимала участие в концертах и спектаклях "Театра хореографии",
исполняла ряд номеров в ансамбле "Дружба", роль Инес Серано в
хорео-драматической постановке по произведению Ж.П. Сартра "За закрытыми
дверями" (режиссер М. Галстян). Снялась в двух короткометражных фильмах Д.
Кардумяна - "Экзерсис" и "Осеннее солнце". В мае 2012 г.
дебютировала как хореограф, показав хореографический опус "Не покидай
меня" на музыку Жака Бреля.
Мария Диванян прекрасно владеет техникой классического
танца. Однако, на наш взгляд, самым большим достоинством этой балерины является
необычайная выразительность. Она - актриса до мозга костей. Играет каждое
движение, жест буквально до кончиков пальцев, что и проявилось при исполнении
роли княжны Таракановой в балете "Греховные страсти".
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О
ГЕРОИНЕ БАЛЕТА: ЕЛИЗАВЕТА ТАРАКАНОВА - одна изсамых
загадочных фигур в истории Российской империи XVIII века - в период
царствования Екатерины II. Как известно, Тараканова выдавала себя за дочь
российской царицы Елизаветы и претендовала на трон. Осталось неизвестным,
действовала она по собственной инициативе или была марионеткой, управляемой
группой заговорщиков, желающих скинуть с трона Екатерину II. Княжне Таракановой
посвящено множество исторических исследований, произведений художественной
литературы, фильмов. Фигура Таракановой трактуется очень неоднозначно.
Как отметила постановщик балета Рима Пипоян, она давно
мечтала создать балет на музыку Л. Бетховена (балет состоит из четырех частей и
соответственно четырех адажио - вторых частей II, V,
Хореографический почерк Римы Пипоян можно
охарактеризовать как своеобразную интерпретацию танца "модерн" с
некоторыми элементами танца классического. Пипоян часто использует
символические знаки, движения, композиции. В балете четыре действующих лица -
княжна Тараканова, граф Алексей Орлов, следователь Александр Голицын и
священник. Есть еще один маленький образ - граф Орлов в начале спектакля
встречает монашку, в которой, как ему кажется, он узнает княжну Тараканову.
Дальнейшее действие - это воспоминания Орлова о том, как по приказу Екатерины
II он соблазнил Елизавету Тараканову, доставил в Россию, а затем вместе со
следователем и священником подверг тяжелейшим жестоким допросам и пыткам,
пытаясь выведать мотив ее претензии на русский престол. Однако граф безумно
влюбился в княжну. В балете постоянно присутствует еще один очень важный образ
- царицы Екатерины II, однако он передан символически - в форме огромной
царской короны, которая нависает над сценой и иногда опускается вниз,
безусловно, напоминая величественный, пышный облик императрицы.
МАРИЯ ПРИЗНАЛАСЬ,
ЧТО ЕЙ ПОНАЧАЛУ БЫЛО ТРУДНО "ЛОМАТЬ" свой классический стиль. Но в
конечном итоге она (как и всякий талантливый человек, восприимчивый к новой
сложной задаче. - Н.С.) сумела и
языком другой хореографической системы проявить свои наилучшие качества, в
итоге исполнив безупречную с точки зрения хореографии партию и, самое главное,
передав мельчайшие тонкости переживаний, страстей и в целом создав
многогранный, впечатляющий образ княжны Таракановой так, как он был задуман Р.
Пипоян. Княжна в исполнении Диванян - женщина сильная, независимая, умная и в
то же время хрупкая, наивная, личность, "живущая мечтами", которая
бросает вызов Российской империи и борется за свое право и честь. Можно
сказать, что хореограф и исполнитель нашли друг друга.
Необходимо отметить и других исполнителей. В первую
очередь - Григора Григоряна, выступившего в роли графа Алексея Орлова. За
последние годы он исполнил несколько ведущих партий на сцене нашего театра. Ему
также пришлось осваивать новый хореографический язык, и образ, созданный им,
убедителен. То же следует сказать о двух других исполнителях - Давиде
Григоряне, выступившем в роли следователя Александра Голицына, и Карене
Хачатряне в роли священника.
Вся тяжесть не только постановки, но и оформления
сценографии и костюмов, а также финансового обеспечения легла на плечи Римы
Пипоян. Некоторую помощь оказала функционирующая в Грузии организация
"Программа региональной культуры и искусства Южного Кавказа" при
финансовой поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству с Южным Кавказом (
И снова о Марии Диванян. Хотя балерина уже давно и уверенно зарекомендовала себя как ведущая
танцовщица классического амплуа, с годами даже самым выдающимся танцовщикам
приходится покидать сцену. Профессия классического танцовщика, увы, имеет
хронологические ограничения. Но многие из исполнителей значительно удлиняют
свою сценическую жизнь за счет освоения других хореографических систем и
выступлений в спектаклях, специально созданных для них. Мы полагаем, что Мария Диванян также намного продлит годы своей
сценической биографии, если пойдет по указанному выше пути. Ее прекрасная
пластика и яркое актерское дарование достойны внимания как хореографов, так и
режиссеров. Пожелаем же ей долгой плодотворной и продолжительной жизни на
сцене.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2017-07-11 09:34
В память об Анне ДЖАНБАЗЯН Мы были с ней хорошо знакомы... Беседовали с ней о ее постановках. Переписывались. Общались по телефону и по скайпу. И вдруг - как гром среди ясного неба! Анны Джанбазян больше нет среди нас... В мае ей исполнилось 65 лет, она работала со своими учениками, репетировала, готовилась к 75-летию Академии танца "Джанбазян", сколько незаданных вопросов осталось без ответа! Сколько можно было еще узнать о тайнах ее прекрасного творчества!
-
2017-07-10 16:31
5 июля на сцене Театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова состоялся концерт, посвященный 30-летнему юбилею заслуженного коллектива Государственного ансамбля танца "Дружба".
-
2017-06-28 15:18
С 11 по 20 июня в Москве в Большом театре состоялся XIII международный конкурс артистов балета и хореографов. Впервые в этом, одном из самых престижных международных конкурсов принял участие танцовщик из Армении. И не только. Размику МАРУКЯНУ было присвоено звание "Дипломант конкурса" в категории "Артист балета. Младшая группа". Подготовку Марукяна, а также специальную постановку современного балетного номера для показа на конкурсе осуществил танцовщик и балетмейстер Арман БАЛМАНУКЯН. Мы взяли интервью у Марукяна и Балманукяна непосредственно после их возвращения в Ереван.
-
2017-06-01 10:23
Репортаж с генеральной репетиции балета La Boheme в постановке народного артиста Армении Рудольфа ХАРАТЯНА В.А. Моцарт, И.С. Бах, Св. Григорий Просветитель, Св. Григор Нарекаци. На сегодняшний день список постановок Рудольфа Харатяна пополнился еще одним спектаклем в жанре биографического балета или, точнее, балета-портрета. На сей раз его герой – великий шансонье Шарль Азнавур. Постановки такого жанра, осуществленные хореографом, можно условно разделить на два типа: балеты, в которых более или менее отражены биографические факты из жизни вышеперечисленных деятелей, и балеты, в которых образ героя воплощен обобщенно. В балете La Boheme эти два типа объединены. Здесь можно отметить как некоторые факты эпизоды из жизни Азнавура, так и обобщенные, иносказательные фрагменты.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2022-10-11 09:25
Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".
-
2022-05-20 10:13
Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.
-
2022-01-17 10:14
Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.