«25 ИЮЛЯ 2023 ГОДА ИМЕЛА МЕСТО ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ НИКОЛА ПАШИНЯНА, в ходе которой наши подзащитные, как и другие их коллеги, имели возможность задать вопросы премьеру, что они и сделали. Вопросы их оказались неудобными, содержали в себе критику, которая не понравилась сторонникам премьера и людям из его окружения. В тот же день, после окончания пресс-конференции, когда материалы и видеоролики были размещены в соцсетях, развернулась кампания против них со стороны сторонников премьера, лже-пользователей, проще говоря, фейков. Угрозы и оскорбления направлялись на страницы фейсбук журналисток. Дошло до того, что Рипсиме Джебеджян и Ани Геворгян вынуждены были обратиться к специалистам для защиты своих прав»,- рассказывают адвокаты.
«Проблема в том, что большая часть пользователей, развернувших травлю против журналистов, как уже сказано, неизвестна. Эти люди пишут с анонимных социальных аккаунтов, и понятно, что установить их личность сложно. Мы с нашими подзащитными приняли решение обратиться в генпрокуратуру с сообщением о преступлении, что и было сделано 24 августа, через месяц после пресс-конференции премьера. В сообщении мы достаточно подробно изложили фактические обстоятельства, предоставили информацию о пользователях, которой располагали, и попросили дать соответствующую правовую оценку, так как в действиях этих пользователей-фейков усматривается состав преступления по статье 237 УК РА (воспрепятствование законной деятельности журналистов).
Мы сочли, что действия некоторых пользователей подпадают под часть 3 этой статьи, предусматривающую ответственность за угрозы журналистам или их близким. Дело в том, что эти, так называемые, неизвестные пользователи не ограничились угрозами и призывами к насилию в адрес наших подзащитных, но и угрожали их близким, родным, в том числе, детям. Они размещали фотографии детей журналисток с записями, содержащими выражения, оскорбляющие честь и достоинство детей.
На основании представленных нами данных Следственный комитет РА возбудил уголовное дело, по которому Рипсиме Джебеджян и Ани Геворгян признаны потерпевшими. Цель состоит в том, чтобы идентифицировать тех, кто с разных фейковых страниц в соцсетях травил журналисток, и привлечь их к ответственности. Производятся соответственные следственные мероприятия. На данный момент уже есть ряд допрошенных лиц, находящихся в статусе свидетелей. Есть и те, личность которых не установлена. Обвинение по делу на сегодняшний день никому не предъявлено»,- продолжают Размик Багдасарян и Шушан Аветисян.
МЕЖДУ ТЕМ САМИМ АДВОКАТАМ УДАЛОСЬ УСТАНОВИТЬ ЛИЧНОСТИ НЕКОТОРЫХ АНОНИМНЫХ УЧАСТНИКОВ ТРАВЛИ. «Это, например, пользователь, пишущий со страницы Хажак Размикович Тананян, которого нам удалось достаточно легко идентифицировать. Есть еще 3 подобных случая. В отношении всех четверых поданы гражданские иски, один из которых находится в ереванском Гражданском суде первой инстанции, два – в Котайкском суде общей юрисдикции и еще один – в Тавушском суде общей юрисдикции. В исковом заявлении содержится требование публичных извинений в соцсетях и компенсации в размере 400 000 драмов. Истцы требуют защиты чести и достоинства по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА. Сумма невелика, но цель состоит не в получении финансовой суммы, а в том, чтобы наглядно разъяснить этим людям то, что необходимо положить конец подобной практике. Они должны осознавать, что будут привлечены к ответственности за угрозы и призывы к насилию. И речь не только об уголовной ответственности, но и о материальной. Судебные процессы начаты, находятся на разных стадиях судопроизводства»,- сообщают наши собеседники.
Размик Багдасарян обращает внимание, что до сих пор в нашей стране не было прецедентов, чтобы журналисты обращались в суд с исками о защите чести и достоинства: на сей счет не вынесено ни одного вердикта. «Решения судов по искам Рипсиме Джебеджян и Ани Геворгян могут стать прецедентными, для этого мы ведем активную борьбу, делаем все возможное и намерены добиться успеха», — подытожил он.