Симпатичные и приветливые проводники, интересные попутчики, задушевные беседы, проплывающие за окном города и полустанки, чай в железных подстаканниках, мерный перестук колес — все это неотъемлемые атрибуты путешествия в поезде. Чтобы почувствовать на себе все прелести жизни в дороге и железнодорожной романтики, корр. «ГА» отправился на Черноморское побережье Грузии фирменным поездом Ереван- Батуми Южно-Кавказской железной дороги.
ЕРЕВАН — БАТУМИ — САМЫЙ ДЛИННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАРШРУТ, по которому ходят сегодня армянские поезда. Он пересекает Араратскую долину, Ширакское плато, удивительно красивый лорийский край, Восточную Грузию, Колхидскую низменность и прибывает в столицу Аджарии. Время следования около 15 часов.
Большинство пассажиров, которые сели в вагоны в Ереване, Гюмри, Ванадзоре, устремились к Черному морю. Но есть и те, кто сойдет в Тбилиси. Свое спальное место они подготавливают с особой тщательностью, раскладывают в купе сумки и чемоданы, выкладывают на столик штабеля контейнеров с провизией, бутылки с минеральной водой, не обходится, конечно, и без жареной курочки и вареных яиц. Их запах в первые часы путешествия доминирует в вагоне.
— Вы куда собираетесь? — интересуется у нас внушительная женщина, пытающаяся «утрамбовать» под сиденье все свои сумки. Ее подруга, не менее пышная дама, устраивается у окна, упираясь могучими формами в столик.
— До Батуми, — отвечаем мы, с опаской наблюдая, как они выкладывают очередную порцию снеди.
— А что ж так мало вещей? На отдых ведь, мало ли что может случиться… И еды почти нет. Ничего, будем вас подкармливать.
Большинство вагонов — плацкартные. Экономкласс был долгое время наиболее популярным в этом направлении. Железнодорожники даже отказались в прошлом году от вагона-ресторана, так как пассажиры его практически не посещали, питаясь на протяжении всего пути «сухими пайками». Но в последнее время купейные вагоны становятся все более востребованными, полупустыми они уже практически не ходят. Они оборудованы кондиционерами, полностью соответствуют техническим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности. Поезд по всему маршруту сопровождают сотрудники полиции, так что пассажиры могут чувствовать себя полностью защищенными.
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ ИЗ РАСЧЕТА НА ОДНОГО ПАССАЖИРА КОЛЕБЛЮТСЯ в пределах 9860 — 25830 драмов в зависимости от типа вагона. В купе повышенной комфортности и СВ предоставляется бесплатная Wi-Fi связь на протяжении всего маршрута. В 2016 году поездом Ереван — Батуми — Ереван за сезон было перевезено 43 тыс. 750 пассажиров, в 2017- 50 тыс. На маршруте Ереван — Гюмри поезд развивает скорость 100-110 км/ч, после Гюмри скорость снижается до 60 км/ч, что связано с особенностями рельефа. Иностранные пассажиры удивляются, что в такой местности можно ехать со скоростью 60 км/ч.
Среди пассажиров было множество иностранцев. Туристы из Германии отметили, что впервые решили отправиться на морской отдых на армянском поезде, и уверены, что путешествие будет увлекательным.
— Мы решили в этом году взять тур по Армении и Грузии, — сказал врач Ричард Меер. — Провели 5 незабываемых дней в Ереване, поехали на Севан и в Гарни. Много слышали про вашу древнюю и гостеприимную страну. Из Еревана открывается потрясающая панорама на Арарат. Путешествуя на поезде, увидим и другие достопримечательности Армении.
— А мы уже второй год подряд путешествуем из Армении в Грузию на поезде, — сказал турист из Москвы Виктор Петренко. — Отличный сервис, в вагонах чисто, аккуратно и безопасно. И потом дорога очень красивая. Один вид на библейскую гору чего стоит.
— Я каждый год на каникулы еду в Батуми к родственникам, — сказал студент ЕГУ Армен Саакян. — Очень люблю поезд. В последние годы ехать на фирменном составе «Армения» стало намного комфортнее. Вагоны чистые, а проводники делают все возможное, чтобы пассажирам было удобно.
В поезде живут не часами, а названиями станций. «Ляжем спать после Тбилиси, — говорят наши попутчицы. — Главная проблема — «убить время». В первую очередь это, конечно, беседы и еда. Говорим, пока не исчерпаны все темы. Несмотря на запасы, прихваченные из дома, выходим на перрон на каждой станции, глазеем на продавцов снеди, изучаем ассортимент, торгуемся. Армянские драмы скоро становятся бесполезными и поэтому у нас наготове есть лари.
ЗА ОКНОМ ВЕЧЕР. МЫ ПРИБЛИЖАЕМСЯ К АРМЯНО-ГРУЗИНСКОЙ ГРАНИЦЕ. На станции Айрум состав останавливается, крепко закрываются все входы выходы, и к нам заходят армянские пограничники и таможенники. Проверка документов длится недолго, и минут через 40 мы продолжаем путь. Чуть позже та же процедура происходит уже с участием грузинских пограничников. А потом поезд набирает скорость, и мы прибываем в столицу Грузии. Стоянка около 45 минут, и мы успеваем насладиться красотой ночного Тбилиси только с перрона.
Попутчицы проводят сравнительный анализ армянской и грузинской столиц.
— Как красиво выглядит ночной Тбилиси, — говорят они. — Как со вкусом сделаны подсветки домой и церквей. — Вот и нам бы сделать так.
Не успел поезд двинуться со станции, спутницы, живущие в рамках светового дня, как по команде укладываются спать. Мы же отправляемся в гости к начальнику поезда Гагику Григоряну.
— В этом году состав заполняется практически полностью, — говорит Г. Григорян. — Видимо, многие предпочитают ездить в Грузию не на автобусах и машинах, а поездом. Так комфортнее и безопаснее. Да и устаешь меньше, ночью же можно поспать. Наша работа очень ответственная: начальник поезда отвечает практически за все, в первую очередь за безопасность пассажиров. А они у нас разные. Бывают, конечно, и конфликтные ситуации, но мы делаем все возможное, чтобы предотвратить ЧП.
Поезд для проводников — второй дом. Работа обязывает их проводить большую часть года в пути. И, конечно, за это время случается многое. Не один раз приходилось замечать, что профессия проводника — одна из самых многогранных. Кроме выполнения своих основных обязанностей в пути приходится проявлять таланты портье, официанта и даже психолога. В самом начале путешествия около станции Масис возникли проблемы с контактной сетью, и пришлось простоять больше часа. Пассажиры начали нервничать, предъявляя требования проводнику нашего вагона Ваге Григоряну. Ему с невероятным терпением и выдержкой приходилось выслушивать все это и объяснять, что неисправность будет устранена и мы вновь двинемся в путь.
— Честно говоря, я не собирался становиться проводником, — признается Ваге. — Но я никак не мог найти себе работу и решил попробовать. Не жалею ничуть. Работаю уже восьмой год. Бывают, конечно, сложные пассажиры, порой даже думаешь — все, последний раз еду. Проходит пара часов, отойдешь и понимаешь: без поездов жить уже не сможешь.
Беседуя с проводником, мы и не заметили, как наступила глубокая ночь. Решили хоть немного поспать, ведь до Батуми оставалось всего три часа.