Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ К АРЦАХУ

В Национальном центре эстетики Еревана открылась выставка работ известного фотографа Гагика АРУТЮНЯНА, озаглавленная "Бесконечное возвращение". Представленные экспонаты - а их отобрано 29 - сделаны автором в годы первой Карабахской войны и спустя немного времени после нее.

В КАЖДОЙ ФОТОГРАФИИ - ПЕРЕЖИВАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ГАГИКА АРУТЮНЯНА о судьбе Арцаха, о его людях, корнями сросшихся с землей предков, мужественных, созидающих и не сдающихся, несмотря на превратности судьбы.

Фотографии арцахского цикла Гагик впервые представил в 2017 г., когда после долгого перерыва в творчестве решился на диалог с публикой. Произошло это в Союзе художников Армении, где открылась выставка 183 его работ, часть которых посвящена Арцаху. Эти трогательные работы Гагик Арутюнян и выбрал из прошлой экспозиции, в очередной раз вернувшись к теме Арцаха сегодня, в дни развязанной врагом новой войны, словно приглашая широкую публику взглянуть на нее глазами арцахцев. В рамках выставки на продажу вынесена книга-альбом с репродукциями работ автора, а также открытки и постеры с фотографиями Гагика Арутюняна, весь сбор от продажи будет передан в Благотворительный фонд "Айастан" для помощи фронту.

 Фотография Гагика АрутюнянаПервые работы на тему Карабаха Гагик Арутюнян сделал еще в 1992 г., в день освобождения Шуши. "Я стоял на знаменитом шушинском перекрестке и, словно автомат, нацеливал камеру то на один объект, то на другой, стараясь запечатлеть как можно больше кадров. Ведь каждый из них потом, после войны, мог оказаться самым важным. Однако воины, стрельба, перебежки не особо привлекали меня, - вспоминает Гагик Арутюнян. - Вдруг я заметил рыдающую девушку. Оказалось, что ее муж в составе отряда добровольцев отправился воевать в село Норшен Мартунинского района. Отряд вернулся с победой, но без него. "Вдова солдата" - так я назвал фотографию плачущей женщины, для которой радость победы вмиг сменилась болью потери. Эту фотографию я и считаю первой в своем арцахском цикле".

Как рассказывает Гагик Арутюнян, с фотографии "Вдова солдата" начался долгий путь поиска своего, близкого сердцу Арцаха. Фотографического Арцаха, в котором нет ни одного кадра войны, но который полон жизни, пробивающейся в пепле войны словно лучик света или свежий росток. Гагик изъездил регионы Карабаха, снимая разрушенные дома, где теплилась жизнь, разорванные судьбы с крестом надежды, ожидание в лицах людей, улыбку мальчугана, который пытался в кромешном мраке войны создать кусочек детства.

"ВПЕРВЫЕ ОТПРАВЛЯЯСЬ В КАРАБАХ, Я МЫСЛЕННО ОЧЕРТИЛ ТЕМЫ, думая и представляя по дороге, что и как буду снимать. Однако там, на месте, мои ожидания разбились о реальность. Я понял, что сотканные в мыслях планы надо отложить в сторону и начать всматриваться в настоящую жизнь, - рассказывает фотограф. - Мы, советское поколение, видели войну в фильмах, альбомах, на плакатах, читали о ней в книгах. Мы получили, как нам казалось, полноценную информацию о войне, пока учились в школе и взрослели в вузе. Но в Карабахе я столкнулся с другой войной - без прикрас, без выведенных на обозрение героев и стрельбы наперебой. Я увидел людей, которые стреляли, потом откидывались в сторону, закуривали и смотрели сквозь дымку сигареты куда-то вдаль. Каждый думал о своем, о том родном, что осталось по ту сторону войны, и лицо каждого выражало в этот миг свою личную историю".

 Фотография Гагика АрутюнянаГагик Арутюнян умело подлавливал кадр за кадром, снимая людей, древние сокровища армянской культуры, природу, - все, в чем он подмечал жизнь, которая его волновала до глубины души, заставляла всматриваться, вдумываться и создавать снимки, заставляющие задуматься будущего зрителя. По его словам, выразить авторскую мысль и философское размышление в фотографии намного сложнее, чем в кино. Если зритель чего-то не понял в фильме, он может прокрутить кадр назад или посмотреть фильм сначала, чтобы уловить авторскую мысль. Фотография же - статичное искусство, в котором автор должен передать движение, развитие, эмоциональное богатство, которое он поймал в момент съемки.

На одной из фотографий выставки "Бесконечное возвращение" изображены стоящие на поле мужчина с косой и смотрящая в сторону горизонта женщина. Вокруг война, а на этом мирном участке люди возделывают землю, вдыхая в нее вторую жизнь. Остановившаяся женщина смотрит вдаль: в ее глазах ожидание - мужа, сына, брата, отца -  армянского воина. Взгляд полон тоски и надежды, готовности принять любой финал и в то же время гордости, которые, сливаясь воедино, придают ее лицу особое мужество. "Семья" - в этой фотографии Гагик выразил идею единства армян в трудную минуту. Опустевший дом с разбитыми окнами собрал под своим кровом людей из разных уголков Арцаха, из разных семей. Уже заклеены целлофаном окна, во дворе стоит печь. Очаг словно символ армянского самосознания собрал вокруг себя людей, каждый из которых пришел сюда со своим хлебом. Они не сдаются и помогают друг другу жить дальше.

"В КАРАБАХЦАХ МЕНЯ ПОКОРЯЛО ВСЕ, - ПРИЗНАЕТСЯ ГАГИК АРУТЮНЯН. - На дворе война, а они продолжают разжигать тонир, печь хлеб, сеять зерно под пулями. Одна из моих фотографий сделана по следам случая, свидетелем которого я стал. Мы оказались в аэропорту Степанакерта, как вдруг я увидел на полу медицинскую каталку. На ней лежал раненый малыш, которому было 4-5 месяцев. За стеной лежала женщина, также с младенцем в осколках, которого она кормила грудью. Я был тронут и осознал: эта невероятная сила жизни и делает арцахский народ победителем".

 Фотография Гагика АрутюнянаФотографии Гагика Арутюняна полны философских размышлений. "Дорога" - кадр с этим названием, сделанный в одном из горных регионов Арцаха, покоряет мудростью и простотой одновременно. Широкая дорога, уходя вдаль серпантином, сужается где-то там, вдали. Точно так проходит и наша жизнь, полная мечтаний, стремлений, целей вначале, извилистая на всем протяжении и завершающаяся невидимой точкой. Куда мы направлялись и к чему пришли? Этот вопрос фотограф задает в ряде фотографий. В их числе серия перевернутого автобуса, символизирующая сбитый врагом с пути наш мирный и миролюбивый курс.

У Гагика с каждой фотографией связана своя история. "Колокольня. Дадиванк" - этот снимок сделан по следам свежего события. Азербайджанцы, приставив к стене колокольни деревянную лестницу, пытались взобраться наверх и скинуть крест. Но лестница сломалась, ударив оземь врага. Еще одна попытка скинуть крест при помощи лестницы тоже не увенчалась успехом. Враг был разбит, так и не сумев осквернить христианскую обитель. Такой непокоренной и застал колокольню фотограф.

Работая в основном в документальном жанре, Гагик Арутюнян не чурался и постановок, идеи которых рождались в результате наблюдений и размышлений. Фотография, где мужчина, надев на себя доску от старого шифоньера, поднял руки кверху, словно обращаясь к Богу, имеет свою предысторию. Автор рассказывает, как с группой мартакертцев сел отдохнуть и перекусить на лоне природы. Вдруг один из них захотел сфотографироваться.

"Я чувствовал, что в образе этого мужчины есть нечто необычное, но мне чего-то не хватало. И вдруг я заметил дверь шифоньера с дыркой вместо зеркала и попросил его засунуть голову в пустой овал. Он вскочил и, продолжая жевать бутерброд, выполнил мою просьбу. Его поза, вознесенные вверх руки, устремленные в небо лицо и глаза - вся эта философски-эмоциональная кульминация вместе с надетым на шею ярмом войны покорили меня. Я нажал на спусковую кнопку фотоаппарата..." - рассказал историю снимка автор.

Арцахский фотоцикл Гагика Арутюняна лишен кадров с боевыми действиями, но в нем есть жизнь вокруг войны, есть люди, стойко несущие ее воздействие на своих плечах, есть вера, сияющая в их грустных глазах. "Бесконечное возвращение" - выставка, которую надо обязательно посмотреть. Всем, в том числе и представителям иностранных дипкорпусов в Армении. Чтобы взглянуть в глаза войне - в глаза Арцаха.

Добавим, что выставка организована при поддержке Министерства НОКС РА и продлится до конца ноября.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗА КАДРОМ - МУЗЫКА АНДРАНИКА БЕРБЕРЯНА (Видео)
      2022-07-29 09:52
      8585

      Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».  

    • «ГОВОРЯЩИЕ ПОЛОТНА» ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
      2022-07-27 12:26
      6330

      В начале августа в Национальной галерее Армении стартует непривычная для армянского общества, но весьма важная программа «Говорящие полотна». Программа носит инклюзивный характер и предназначена для людей, имеющих проблемы со зрением и не способных видеть представленные в залах галереи картины.

    • "РАССВЕТ АВРОРЫ" ПОКАЗАН В ЕРЕВАНЕ
      2022-07-27 09:28
      9534

      В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.

    • «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПАТАРАГ» В ЦЕНТРЕ «НАРЕКАЦИ»
      2022-07-23 09:43
      2682

      «Танец должен быть сродни молитве. Если этого не происходит, он становится лишь ритмической гимнастикой. Если же танец преображается в молитву, то на сцене-алтаре начинается особенное действо - Национальный Патараг, в процессе которого каждое движение тела превращается в своеобразное обращение к Богу, освященное елеем армянской души».






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HSBC ARMENIA ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ В ВОЙНЕ
      2022-07-13 12:18
      2051

      Мероприятие по подведению итогов проекта «Экономическая стабилизация молодежи, пострадавшей от Нагорно-Карабахской войны» состоялось в Доме культуры города Дилижана.

    • ВЫСТАВКА В ПОДДЕРЖКУ «ДОМА СОЛДАТА»
      2022-07-11 09:28
      1211

      На художественных выставках редко случается видеть автора растроганным до глубины души. Сима КАЗАХЕЦЯН, персональная выставка-продажа картин которой прошла на днях в Доме-музее Арама Хачатуряна, не смогла сдержать слез, представляя свое творчество.

    • ЗАСИЯЮТ ЛИ ВНОВЬ «ЦВЕТА ДИЗАКА»?
      2022-07-09 10:08
      2537

      Гадрутский культурно-молодежный центр «Дизак Арт» объявил о денежном сборе для проведения в Арцахе 5-го симпозиума «Цвета Дизака». Художественный форум с участием живописцев из Армении и Арцаха запланирован на 3-10 августа. Состоится он или нет– зависит от каждого из нас.

    • ВЫСТАВКА "АРМЯНСКИЙ КАШАТАГ" ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ
      2022-06-23 09:22
      1253

      В Культурном центре "Текеян" проходит выставка работ фотожурналиста, редактора газеты "Меран", участника первой Карабахской войны 1992-94 гг. Зограба Ркояна. Выставка названа "Армянский Кашатаг" и представляет богатейшее историко-культурное, архитектурное, археологическое и природное наследие Кашатагского района Республики Арцах, большая часть которого ныне оккупирована Азербайджаном.