Последние новости

ИНТЕРЕСЫ АРМЕНИИ НАДО ЖЕСТКО ОТСТАИВАТЬ

В интервью "ГА" директор Института геологических наук НАН РА, доктор геологических наук Хачатур МЕЛИКСЕТЯН обсуждает вопросы, связанные с границами Армении.

 Директор Института геологических наук НАН РА, доктор геологических наук Хачатур МЕЛИКСЕТЯН- Г-н Меликсетян, как вы прокомментируете решение правительства РА закрыть структуру "Геодезия и картография" при Госкомитете кадастра РА?

- В общем-то эта структура к нашему институту и к геологии непосредственного отношения не имеет. Насколько я знаю, это бывший Институт геодезии и картографии, который в свое время был введен в Госкомитет кадастра в статусе отдела. Однако, уверен, структура располагает данными, которые могут использоваться в процессе демаркации границ на переговорах, запланированных на ближайшее время. Но в целом, я знаком с этим вопросом, поскольку часто бывал по работе в Арцахе, на границах, в том числе прежних границах Армении и Арцаха, которые, к сожалению, изменились. Готов высказать свое мнение по этому вопросу как гражданин. Считаю, что вопросы государственных границ нашей Родины в сложившейся ситуации должны решаться совместными усилиями правительства и вооруженных сил Армении, причем, с жестким отстаиванием наших национальных интересов. Понятно, что возврат к внутригосударственным межреспубликанским границам советского времени невозможен ни для Армении, ни для Азербайджана, еще и потому, что у нас есть автомобильные дороги, в том числе межгосударственные, которые проходят по бывшим анклавам Азербайджанской ССР, прежде находившимся внутри территории Армянской ССР.

- Какие анклавы вы имеете в виду?

- Например, на границе Армении, недалеко от Ерасха, это село Тигранашен. Прежде эта территория входила в Нахичеванскую АССР. Проходящая там автодорога М2 связывает как различные марзы Армении, так и Армению с Арцахом и с Ираном, это межгосударственная трасса, которая частично проходит по бывшему анклаву. Аналогичная ситуация на северо-востоке, в Тавушском марзе на очень тяжелом извилистом участке с двумя бывшими анклавами. Там проходит межгосударственная трасса, связывающая Армению с Грузией – через Иджеван, Ноемберян, Баграташен. Возле армянского села Воскепар, когда-то был анклав Азербайджанской ССР, в центре которого находится средневековая армянская церковь.

- То есть границы, существовавшие в советское время, не могут использоваться как ориентиры?

- Границы между союзными республиками были достаточно условными, рельеф на многих участках сильно пересеченный, на некоторых участках армянские автодороги проходили по территории или прямо по границе с Азербайджанской ССР. К таким границам мы вернуться не можем.

- Вы говорите, что в решении вопросов границ должны участвовать вооруженные силы, но ведь это означает возобновление военных действий…

- Согласно Конституции РА, вооруженные силы являются гарантом территориальной целостности нашей страны. И в последние десятилетия они жестко отстаивали наши интересы и безопасность не только в Арцахе, но и вдоль границ Армении.

- После того, как Армения и Азербайджан стали независимыми государствами, границы когда-нибудь уточнялись? Они официально закреплены за тем или иным государством?

- Официальной информации у меня нет, но, уверен, что границы не уточнялись. Фактически Арцах примкнул к Армении и граница приблизительно от Сотка вдоль Мравского хребта и далее включая Арцах на юг, до долины реки Аракс. У станции Горадиз была граница Армении и Азербайджана. Так сложилось, что бывшие Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский и некоторые другие районы Азербайджанской ССР контролировали вооруженные силы НКР, обеспечивая безопасность населенных пунктов и межгосударственных дорог в Армении и Арцахе. А делимитированной межгосударственной границы между Арменией и Азербайджаном фактически не было, условные пограничные линии с Азербайджаном были только в Тавуше, Араратском марзе, Вайцодзоре, Сюнике, но реально это была линия вялотекущего фронта и обе стороны пытались занять выгодные позиции. С одной стороны располагались позиции вооруженных сил Армении, с другой – Азербайджана. На многих участках межреспубликанская граница советских времен изменилась. После сдачи Азербайджану районов, создававших пояс безопасности Арцаха, ситуация еще более осложнилась. Поэтому на этих участках должен действовать прежний принцип.

- То есть там должны быть наши военные позиции?

- Да, причем они должны располагаться на выгодных для Армении высотах. И эти выгодные условия должны жестко отстаиваться нашим государством. Наши вооруженные силы всегда исходили из необходимости обеспечения безопасности населенных пунктов и инфраструктуры Армении, так должно быть и впредь.

- Но, наверное, в первую очередь эти вопросы должны решаться на дипломатическом уровне?

- Разумеется, МИД Армении должен принимать самое активное участие в решении этих проблем, но на дипломатическом уровне аналогичные переговоры между многими странами ведутся десятилетиями, и мы не можем ждать пока они решатся таким образом. Эти дороги нам нужны, безопасность населенных пунктов и инфраструктуры, в первую очередь дорожной, должны обеспечивать вооруженные силы. Важно отметить, что в своем заявлении вице-премьер Авинян отметил, что с Азербайджаном будут вестись переговоры о границах, где будут учитываться и карты 1928 года, когда Армения, Грузия и Азербайджан входили в одну Закавказскую социалистическую федеративную республику, но там границы между Армянской ССР и Азербайджанской ССР отличаются от установленных позднее, когда Армения, Грузия и Азербайджан стали отдельными республиками. В 1928 году была опубликована карта ЗСФСР и там нет никаких азербайджанских анклавов внутри Армении. Село Арцвашен, которое вместе с окружающей территорией было армянским анклавом внутри Азербайджанской ССР, на той карте анклавом не было, то есть это была часть Армении. Или, например, озеро Ал-лич (Алагёль) Варденисского вулканического нагорья входило в состав Армении, а потом многие наши территории непонятным образом оказались в Азербайджане. Любопытно также, что на карте 1928 г. Армянская ССР имеет границу с Ираном не только в Мегри, но и на участке Ерасх-Арарат, а Турция соответственно не имеет границы с Нахичеванской АССР, этот узкий участок в 30-е годы обменяли между Турцией и Ираном.

В связи с последними событиями возникла еще одна проблема - доступ жителей Геаркуникского, Вайодзорского и Сюникского марзов на высокогорные территории, которые жители этих марзов используют для выпаса скота и сенокоса. Эти территории находятся внутри границ Армении, но теперь - в непосредственной близости к границам Азербайджана, и нахождение там станет небезопасным. Знаю по своей работе, что на наших территориях в Тавуше, Гехаркунике и Сюнике мы как геологи не можем подходить к границе, поскольку там азербайджанские снайперы, там стреляют. И теперь многие жители этих районов Армении, лишившись пастбищ и сельхозугодий, фактически останутся без средств к существованию. Они вынуждены будут уйти из этих мест, а многие просто уедут из Армении, пострадает экономика нашей страны.

- А что вы скажете относительно Сотка?

- Сотское месторождение известно с глубокой древности, есть свидетельства, что оно разрабатывалось еще Бронзовом веке, в Урартское время и далее в Средневековье. Потом оно, возможно, было забыто и снова обнаружено в 1947 году нашим Институтом геологических наук, экспедицией, работавшей под руководством академика Ивана Георгиевича Магакяна. После первоначальной оценки месторождения вся информация была передана Управлению геологии Армянской ССР - структуре, занимающейся разведкой и подсчетом запасов для дальнейшей эксплуатации месторождений. Это месторождение находилось на бывшей границе Армянской ССР, разрабатывалось исключительно Армянской ССР, запасы несколько раз подсчитывались армянскими специалистами, а руда переправлялась на Араратскую фабрику для извлечения золота. То есть, когда мы говорим о наших границах - речь идет и об экономических интересах Армении, и о коммуникациях, и о безопасности населения, а также и о сохранении нашего культурного наследия, которое – а в этом можно не сомневаться – будет варварски уничтожено, как это случилось с многочисленными средневековыми армянскими монастырями, церквями и хачкарами в Нахиджеване.

Но есть и другой вариант, который, судя по последним событиям в Дадиванке, уже реализуется. Те памятники армянской культуры, которые останутся на территориях, переданных Азербайджану, будут переадресованы другим народам. И Азербайджан этот план продвигает давно, распространяя ложную информацию, что все христианское наследие армян якобы создано Кавказкой Албанией, потомками народов которой, якобы, являются азербайджанцы. Как сочетается турецкий постулат "Одна нация – два государства" с албанскими и персидскими "предками" азербайджанцев и присваиванием Азербайджаном персидского, албанского наследия и "албанизацией" армянского?

Кстати, недавно в соцсетях была опубликована обложка азербайджанского якобы научного издания, в котором Гарни, Гегард и Эчмиадзин представляются албанскими памятниками. В Азербайджане уже написали "историю армянского народа", в соответствии с которой армяне пришли на эту территорию в ХIХ веке. При этом возникает вопрос: если армянское наследие является албанским, то почему оно беспощадно уничтожается? Мы знаем, с кем мы имеем дело. Нельзя забывать, что это лживый, беспощадный и вероломный враг. Рассчитывать на соблюдение нравственных принципов не приходится. Поэтому, если нынешнее руководство Армении не имеет злых намерений в отношении армянского народа, нашей страны, оно должно придерживаться исключительно национальных интересов и жестко отстаивать их всеми возможными силами.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕНЕТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
      2024-03-25 09:43

      В интервью «ГА» доктор биологических наук, профессор Левон ЕПИСКОПОСЯН говорит о роли генетики в нашей жизни.

    • ТАИНСТВЕННЫЙ СИЛЬФИЙ
      2024-03-18 10:51

      В интервью «ГА» старший научный сотрудник Института ботаники НАН РА, кандидат биологических наук Александр РУДОВ рассказывает о свойствах некоторых растений.

    • ЛИТИЙ: НАДЕЖДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
      2024-03-11 10:18

      В последние десятилетия в связи с появлением новых технологий и расширением высокотехнологического производства резко возросла потребность в редких и редкоземельных металлах, которые находят все более широкое применение.  А это электромобили, современные компьютеры и телефоны, солнечные панели, словом, то очень многое, что нас окружает и без чего мы уже не можем представить современную жизнь. Достаточно сказать, что элементы аккумуляторов современных электромобилей содержат 20-40 кг лития. В аккумуляторах ноутбуков или телефонов лития, разумеется, меньше, но они содержат десятки различных редких металлов, а если учесть, что эти товары производятся в огромном количестве, то становится ясно, что потребность в редких металлах будет постоянно расти. Однако природные ресурсы в этом плане невелики, запасы редких и редкоземельных элементов весьма ограничены, что ставит перед человечеством новые научные и практические задачи, связанные как с поиском и введением в эксплуатацию новых месторождений, так и разработкой передовых технологий по извлечению этих металлов при низких концентрациях в рудах и водах, а также из других материалов. 

    • МАГНИТНЫЙ ЩИТ - УСЛОВИЕ ЖИЗНИ
      2024-03-09 09:39

      В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией земного магнетизма Института геофизики и инженерной сейсмологии им. А. Назарова НАН РА (Гюмри) Анаит СИМОНЯН говорит о значении геомагнитного поля.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ